постер к фильму

Рецензия на фильм «Астрал. Онлайн»: Демон зашёл в чат

Оценка: 7 из 10

Фильм ужасов «Астрал. Онлайн» выходит в российский прокат 21 января 2021 года. Режиссёр: Роб Сэвидж. В ролях: Хейли Бишоп, Джемма Мур, Эмма Луиз Уэбб и другие.

Когда весной все сели на карантин, экраны наших смартфонов и ноутбуков заполонило массовое производство проектов в жанре скринлайф, причём крайне сомнительного качества. Старались как наши киноделы (к примеру, «Окаянные дни» или «#СидЯдома»), так и американские – у тех вообще стало фишкой снимать в таком формате спецэпизоды давно закрывшихся сериалов, дабы вызвать у фанатов хотя бы приятное чувство ностальгии, позволив ещё раз увидеть любимых персонажей. К завершению лета скопилось огромная куча однотипных, одноразовых фильмов и сериалов, использующих якобы запись экранов гаджетов как механизм повествования.

И на фоне всего это безобразия настоящим глотком свежего воздуха стал микроскопический скринлайф-хоррор Роба Сэваджа Host, вышедший на прекрасном жанровом стриминговом сервисе Shudder ещё летом, но только сейчас добравшийся до российских кинотеатрах в ужасной, сбивающей с толку и бесстыдной локализации-наживке «Астрал. Онлайн». Само собой, никакого отношения к франшизе Джеймса Вана здесь нет и в помине.

И, признаваясь в этом скрепя сердце, приходится констатировать, что скринлайф-фильмы всё-таки могут быть хорошими. И пусть те, что вышли под эгидой карантинного творчества, достигли количества воды в океане и качества лужи от растаявшего грязного снега, оказалась среди них настоящая морская жемчужина. Во-первых, «Астрал. Онлайн» идёт всего 56 минут, что для тех, кто не переваривает формат скринлайфа, самое то. Во-вторых, за счёт сжатого хронометража события в фильме лучше сконцентрированы и эффектнее достигают своей цели – то есть пугать зрителя. Ну и наконец тема картины (онлайн-конференция в Zoom) за последние месяцы стала очень близка и злободневна для многих, что очень даже добавляет в аутентичности происходящего.

Сюжет в принципе вот: друзья собрались поболтать в Zoom, как что-то вдруг пошло не так (как будто в реальной жизни по-другому). По сути, «Астрал. Онлайн» – это «Убрать из друзей», но лучше, лаконичнее и, что принципиально важнее для жанра, страшнее. Но если вам и так нравится кино Тимура Бекмамбетова, то фильм Сэваджа станет прекрасной добавкой. Вернёмся же к эпитету «страшный»: «Астрал. Онлайн» действительно может похвастаться гарантированным, тянущимся как тень из соседней комнаты квартиры, в которой кроме вас никого нет, напряжением для зрителя во время просмотра.

Он снят достаточно просто, с небольшим количеством людей, понятной задумкой и с исполнением нарочито небрежным, дабы сыграть на дополнительной вовлечённости зрителя в процесс – в этом смысле «Астрал. Онлайн» делает для поджанра скринлайфа то же, что «Ведьма из Блэр» сотворила для found footage хоррора. Мы, как и другие героини, сидим перед своим ноутбуком и наблюдаем за одной из них (просмотр в зале кинотеатра наверняка откроет дополнительные грани восприятия, хотя может и сыграть злую шутку). Достигается полнейшее тождество между зрителем и персонажем фильма, которые оказываются практически в одной и той же ситуации – и такой эффект погружения реально даёт знать, когда по сюжету герои замолкают и по очереди, прислушиваясь, пытаются понять, в комнате какой из них творится что-то сверхъестественное. Вот не дай бог в этот момент что-то шевельнётся в вашей комнате, на кухне грохнется лежащая на краю стола ложка или кто-то постучит вам в дверь – впечатление получите незабываемое.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости