постер к фильму

Рецензия на фильм Райана Мерфи «Выпускной»: ЛГБТ-сказка в консервативном штате

Оценка: 7 из 10

Релиз фильма состоялся на платформе Netflix 11 декабря 2020 года. Режиссер: Райан Мерфи. В ролях: Мэрил Стрип, Джеймс Корден, Николь Кидман, Керри Вашингтон, Кигэн-Майкл Ки, Эндрю Рэннеллс, Ариана ДеБос, Джо Эллен Пеллман.

На Бродвее с треском проваливается новая театральная постановка – билеты почти не продаются, а рецензии критиков оказываются разгромными. Актеры и без этого близки к тому, чтобы считаться вышедшими в тираж, теперь же и вовсе кажется, что вернуть себе былое величие невозможно. Они циничны и эгоистичны, их интересует только один вопрос – как распиариться достаточно громко, чтобы положительные отзывы и театральные награды посыпались на них в большом количестве, причем вне зависимости от реального таланта. Тем временем в консервативном городке Эджуотер штата Индиана местной школьнице-лесбиянке не позволяют привести свою девушку на выпускной. Звезды тут же решают воспользоваться моментом – они отправляются в американскую глубинку, надеясь под предлогом разговоров о любви и толерантности вновь стать популярными, но не понимают, что своими необдуманными действиями могут сделать только хуже.

Фильмов, громко кричащих о меньшинствах и толерантности, в последнее время вышло достаточно много для того, чтобы массовый зритель (особенно далекий от американских проблем) уже начал испытывать по этому поводу некоторую фрустрацию. Вот и Райан Мерфи («Американская история ужасов», «Голливуд», «Политик», «Рэтчед») явно подустал от циничных заявлений многих звезд и медийных компаний, выражающих поддержку только на словах. По крайней мере персонажи, использующие толерантность лишь как прикрытие, уже всплывали у него раньше – например, в первом сезоне того же «Политика». Но в «Выпускном» Мерфи проходится по лицемерам всех мастей – от мимо проходящих звезд до категории верующих, которые очень избирательно относится к религии и заповедям. Снятый им фильм получился местами достаточно провокационным – настолько, что его могли бы доверить только режиссеру-гею.

На самом деле «Выпускной» Райана Мерфи – это адаптация одноименного мюзикла, появившегося в 2016 в Атланте, а с 2018 года исполняющегося на Бродвее. Он в свою очередь основан на реальной истории, произошедшей в 2010 году. С первоисточником связаны все основные проблемы фильма. С одной стороны, к непосредственно музыкальной стороне придраться сложно. Все песни остались из оригинального мюзикла, их авторы – Мэттью Склар и Чад Бегелин – поработали на славу, у них вышло динамично, бодро и при этом в достаточной степени тонко и иронично. Музыкальные мотивы простые и легко запоминаются, а слова бьют, что называется, не в бровь, а в глаз.

В то же время Райан Мерфи все-таки оказался не самой подходящей кандидатурой для мюзикла. У него отлично получается рассказывать сложные истории, воспевать и человеческие, и общественные недостатки и достоинства, создавать знаковых персонажей, настоящих лидеров, за которыми люди, вне зависимости от их ориентации, пойдут в огонь и воду. Не случайно его геи и лесбиянки – это не забитые несчастные герои, а бунтари, которые ломают системы (и даже не всегда оказываются положительными персонажами). Здесь же вся история (достаточно простая и банальная) уже была написана до него, по большому счету, оставалось только наложить музыку и позвать хороших актеров – с этим и какой-нибудь Дэмьен Шазелл, Роб Маршалл или Декстер Флетчер справился бы. Но режиссером стал Мерфи – в результате хореография получилась весьма скудной и блеклой – эти номера на сцене смотрелись бы очень хорошо, но от фильма ждешь чего-то более зажигательного и впечатляющего, чем пара кульбитов от профессиональных танцоров.

Главные герои также получились блеклыми, а ряд сюжетных поворотов так и остался театральной условностью. Зато второй план по-настоящему радует. Как всегда у Мерфи, за каждым персонажем, даже второстепенным, всегда скрыта своя история и порой даже целая драма, и все они раскрываются постепенно. Бродвейских звезд играют настоящие профессионалы – умеют, где надо, прикинуться бревнами и бездарями (не зря их так критикуют в начале фильма), но в нужный момент могут включиться, чтобы выжать эмоцию (и из себя, и из зрителя).

В «Выпускном» много кутежа, провокаций, стеба, сатиры и неуютных сцен, но в итоге он получился, скорее, сказкой – очень милой, с хэппи-эндом, но без особых претензий. Это один из тех музыкальных фильмов, которые хорошо смотреть на Рождество или Новый год – если вы, конечно, достаточно толерантны для мюзикла на заявленную тему.

Павел Соломатин,InterMedia

Последние новости