Depositphotos.com/Fotodom

Эксперты: введение в законодательство понятия «просветительская деятельность» может серьёзно усложнить работу зрелищных индустрий, музеев и СМИ

В Госдуму внесен проект Федерального закона № 1057895-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которым предлагается ввести в российское законодательство новое понятие «просветительская деятельность»:

Просветительская деятельность- осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными законодательными актами Российской Федерации.

По мнению экспертов юридической компании «EVENT-ЮРИСТЫ», вносимое на рассмотрение определение позволяет максимально широко толковать сферы деятельности, которые подпадают под сферу действия новых, вводимых законопроектом правовых норм. “Просветительской деятельностью” может быть сочтена - по решению властных органов - практически любая деятельность в области зрелищных индустрий - как афишных мероприятий, так и неафишных (ивентов), - а также работа музеев, выставок и библиотек, творческих объединений и союзов, организуемые на разовой или постоянной основе мастер-классы, тренинги, консультации, творческие вечера, развивающие программы, квесты, квизы, интеллектуальные игры и др.Более того, все СМИ, включая видеоблоги на любой из платформ, также могут быть отнесены к указанному понятию.

При этом в законодательстве Российской Федерации и подзаконных актах термин «просветительская деятельность» уже имеет два аналога - «духовно-просветительскую деятельность» и «культурно-просветительскую деятельность».

Так, в п.4 ч.1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» приводится следующее определение:
Культурно-просветительская деятельность (в том числе деятельность частных музеев, театров, библиотек, архивов, школ-студий, творческих мастерских, ботанических и зоологических садов, домов культуры, домов народного творчества)» является одним из видов деятельности, которую осуществляют субъекты малого или среднего предпринимательства.

  • В части реформирования сложившегося законодательства немаловажно соблюдать терминологическое единообразие, - отмечают юристы. - Определение, предложенное в законопроекте, не позволяет точно сказать, являются ли данные понятия равнозначными, или термин «просветительская деятельность» включает в себя иные виды аналогичной деятельности, либо каким-то образом пересекается с ними.

В отношении лиц, осуществляющих просветительскую деятельность, положениями законопроекта вводятся дополнительные требования.

  • Предполагается, что порядок, условия и формы ведения “просветительской деятельности” будут регулироваться специальным нормативно-правовым актом Правительства Российской Федерации. С учетом рамочного характера положений законопроекта можно предположить, что Правительству Российской Федерации будут даны максимально широкие полномочия по регулированию порядка осуществления просветительской деятельности, вплоть до предъявления специальных требований по согласованию деятельности данных лиц с уполномоченными органами власти, - считают «EVENT-ЮРИСТЫ».

Эксперты считают избыточными нормы законопроекта о введении «запрета на использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации».

  • Не ясно, чем обусловлено дополнительное внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании», так как меры по противодействию экстремизму и терроризму, сформулированные в законодательстве Российской Федерации (в частности, в Федеральном законе от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»), осуществляются вне зависимости от вида деятельности.

Отдельно эксперты отмечают, что в текущей формулировке законопроект может вступать в противоречие со статьей 44 Конституции Российской Федерации:

  • Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.
  • Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  • Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Последние новости