постер к фильму

Рецензия на фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!»: Нелюбовь государственного масштаба

Оценка: 8 из 10

Историческая драма «Дорогие товарищи!» вышла в российский прокат 12 ноября 2020 года. Режиссёр: Андрей Кончаловский. В ролях: Юлия Высоцкая, Сергей Эрлиш, Юлия Бурова и другие.

Утро первого дня лета 1962 года для сотрудницы новочеркасского горкома Людмилы Семиной (Юлия Высоцкого) не предвещало никаких эксцессов. Высвободившись из объятий любовника, она поспешила в гастроном за дефицитом, где дородная заведующая снабдила высокую гостью копченой колбасой, глазированными сырками и причудливым венгерским ликером в обмен на импортные чулки. Снабдила, конечно, из-под полы, поскольку в салоне магазина скопилась небывалых размеров людская очередь.

Покупательский ажиотаж оказался вызван новостью о грядущем повышении цен на мясомолочные товары. Возмущенные непродуманной сельскохозяйственной политикой Никиты Хрущева и одновременным снижением зарплаты рабочие вышли на митинг, вылившийся затем в стихийную демонстрацию и штурм горкома. Наблюдая поведение распоясавшейся толпы, Семина выступала за самое жесткое подавление бунта, пока не узнала, что среди протестующих оказалась и ее дочь, которая к тому же пропала без вести.

Об истинных причинах и сценарии бойни в Новочеркасске историки спорят до сих пор. Дело в том, что обстоятельства захлебнувшейся в крови стихийной акции были строго засекречены. С людей брали расписку о неразглашении, и спустя десятилетия информационный вакуум породил порой самые неправдоподобные версии происшедшего.

В целом, стараясь строго следовать документальным источникам, Андрей Кончаловский тоже позволил себе местами чрезмерное сгущение красок. Прежде всего, это касается введения в повествование снайперов из КГБ на крышах и расстрела спасающейся бегством толпы под беззаботную песню «Рула-тэ» в исполнении Гелены Великановой. Но и от искусственного очернения советской действительности режиссер далек.

Основной акцент в фильме делается на том, как беспомощность власти порождает неоправданную жестокость отцов народа. Региональные чиновники движимы страхом потери теплых мест, поэтому действуют, куда кривая вывезет. Карьеристы опасны при любом режиме и в любые времена, поэтому показанное в «Дорогих товарищах» теоретически могло произойти где угодно.

Особой симпатии к бузотерам Кончаловский, судя по всему, тоже не испытывает: его демонстранты показаны грозной безликой массой, сметающей все на своем пути. В то же время, создатели «Дорогих товарищей!» учитывают и геополитический фактор, поскольку в ростовском регионе к середине XX века скопилось множество недовольных режимом асоциальных элементов и потомков раскулаченных казаков. Интересы последних в несколько гротескном виде выражает чудаковатый отец Семиной, напяливший в самый разгар событий на себя дореволюционный мундир с георгиевскими крестами.

Логики в этих действиях ноль, потому что герои преимущественно принимают решения, повинуясь инстинктам. Недаром в одном из эпизодов Кончаловский изящно «зарифмовывает» посредством параллельного монтажа волнующееся людское море и кормящую щенков грудью суку, на которую сочувственно взирает Семина. Так что все творящееся с Людмилой можно списать не на прозрение, а на материнские чувства.

Впрочем, и высокий трагизм в фильме тоже присутствует. Трудно не заметить, как перекликается линия с поисками пропавшей дочери Семиной с фабулой драмы Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Только на этот раз мы имеем дело с нелюбовью государственного масштаба. Отсюда и название фильма «Дорогие товарищи!», которое звучит нарочито выхолощено, поскольку на самом деле человеческая жизнь здесь не ставится и в грош.

Несмотря на давящую атмосферу фильма, сильное эмоциональное потрясение зрителю все же гарантированно. Особенно — если воспринимать его новую работу как завершение трилогии последних художественных фильмов Андрея Кончаловского. Теперь у режиссера, как у Данте Алигьери, есть свой «Рай», Ад («Грех») и Чистилище в виде несколько сумбурно указывающих дорогу к искуплению и прощению «Дорогих товарищей!».

Денис Ступников,InterMedia

Последние новости