постер к фильму

Прочь из моей головы. Рецензия на фильм Валерия Тодоровского «Гипноз» (ММКФ-2020)

Оценка: 8 из 10

Психологический триллер «Гипноз» был показан в конкурсной программе 42-го ММКФ 6 октября 2020 года. Режиссёр: Валерий Тодоровский. В ролях: Максим Суханов, Сергей Гиро, Екатерина Федулова.

Подросток Миша (Сергей Гиро) болен ночным снохождением. Парнишка не по годам рассудителен, и недуг абсолютно не мешает ему жить. Однако лунатизмом Миши всерьез озабочены родители, ведь мальчик нередко, не помня себя, уходит на улицу, где в таком состоянии с ним может случиться все что угодно. После безрезультатных походов по психотерапевтам они собираются прибегнуть к более радикальному средству.

Так Миша попадает к уверенному в себе и властному гипнологу Виктору Петровичу Волкову (Максим Суханов). Несмотря на то, что пациент оказывается абсолютно негипнабельным, врач испытывает к нему искреннюю симпатию. Постепенно между ними завязывается нечто вроде дружбы. Однако в какой-то момент пропадает без вести еще одна пациентка Виктора Петровича — Полина. Начиная разбираться в этом запутанном деле, Миша вычисляет главного подозреваемого в возможном убийстве — самого себя.

В «Гипнозе» очень важную, но отнюдь не решающую роль играет автобиографический аспект. В детстве Валерий Тодоровский, подобно своему герою, посещал сеансы светила гипнологии — Владимира Райкова. Так же, как и на экране, в голову внушаемого доктор так и не пробрался, но сотрудничество оказалось настолько плодотворным, что режиссер не забыл об этом странном знакомстве и десятилетия спустя.

Вероятно, автобиографизм фильма повлиял на его специфику. Если бы такой благодатный материал попал в руки какому-нибудь именитому голливудскому кинематографисту, мы бы наверняка получили на выходе нечто вроде многослойного и по-настоящему непредсказуемого «Транса». Тодоровский же отдает предпочтение классическому неторопливому повествованию и откровенно чурается эффектных твистов. Всему в «Гипнозе» обнаруживается своя первопричина, от которой не застрахован никто из нас.

Неспешное развитие действа помогает не только всестороннему раскрытию характеров, но и вплотную подводит зрителя к проблеме ранних браков. Нам четко дают понять, что главные беды Миши происходят от психологической незрелости и инфантильности его родителей. В то же время, Тодоровский избегает шаблонных ходов в раскрытии этой темы. Несмотря на то, что мама и папа (которых Миша называет исключительно по именам) явно поженились по залету, они сумели сохранить трепетные отношения, при этом стараясь не давить на своих детей.

Ну а опыт — дело наживное и, в конце концов, пытливый сын, если надо, сможет подкорректировать поведение родителей. В этой безоговорочной вере Валерия Тодоровского в огромный потенциал современной молодежи и состоит основной созидательный посыл «Гипноза».

Денис Ступников, InterMedia

Последние новости