кадр из фильма

Последний негр Бразилии. Рецензия на фильм «Распоряжение» (ММКФ-2020)

Оценка: 6 из 10

Премьера бразильской антиутопической драмы «Распоряжение» состоится в конкурсной программе ММКФ 2 октября 2020 года. Режиссер: Лазару Рамос. В ролях: Альфред Энох, Таис Араужо, Сеу Жоржи и другие.

Недалекое будущее. Бразильские власти обещают выплатить компенсацию первой в истории чернокожей женщине за все испытанные ее народом лишения. Чернокожее настроение страны ликует, считая этот день своим новым праздником. Но внезапно политический климат в Бразилии меняется — и местные власти вместо обещанных поблажек насильственно начинают выдворять чернокожих граждан государства в Африку.

Кто-то поддался запугиваниям, уговорам и жалким обещаниям. Большинство же изгоев недовольны. Их всячески подначивает молодой и амбициозный адвокат. На юриста быстро объявляют охоту и, забаррикадировавшись в собственной квартире, он оказывается отрезанным от внешнего мира, любимой женщины и элементарных удобств. Вскоре обстоятельства начинают складываться так, что он заслуживает репутацию «последнего негра Бразилии».

«Распоряжение» представляет собой экранизацию пьесы «Намибия, нет» Алдри Анунсиасана. То есть события изначально адаптированы под камерную сцену, поэтому должного антиутопического размаха от фильма ожидать не приходится. К тому же известный в Бразилии актер Лазару Рамос выступил здесь в качестве режиссера-дебютанта. Один побочный эффект накладывается на другой, вызывая у зрителя то зевоту, то недоумение, то чувство внутреннего отторжения.

Потенциально интересные события создатели фильма креативно обыграть не сумели. Основные локации сосредоточены в двух точках: секретном «афробункере» и квартире юриста. В первой из них царит какой-то хаос, вторая периодически превращается в трибуну, с которой произносятся неубедительные пламенные речи. Для театра это более чем логично, а для фильма — провал.

Разыгрывание модной «антирасистской» карты тоже мало помогает создателям фильма Лазаро Рамосу. Защищаемые им граждане, которые в фильме политкорректно именуются «лицами с повышенным содержанием меланина», нередко выставляются банальными бездельниками, поэтому сопереживать им трудно. Откровенную неловкость испытываешь, когда трендовая тема смыкается с не менее трендовой критикой гонений на представителей ЛГБТ. Преследователи чернокожих оказываются совсем уж карикатурными и оттого «нестрашными», так что отсутствие у борцов за права человека достойного соперника автоматически обесценивает все их громкие лозунги.

Денис Ступников, InterMedia

Последние новости