обложка книги

Рецензия на книгу: Зак О`Малли Гринберг - «Три короля. Как Доктор Дре, Джей Зи и Дидди сделали хип-хоп многомиллиардной индустрией»

2020, Individuum

Оценка: 7 из 10.

Подзаголовок книги исчерпывающе описывает её содержание: автор работает в «Форбсе» и обожает хип-хоп, а в своём труде объединил эти два факта биографии. «Три короля» - это и довольно подробная хроника истории рэпа, и переплетённые жизнеописания главных героев, и анализ «экономического чуда», позволившего бедным чёрным парням из криминальных районов стать мультимиллионерами. Гринберг не грешит флэшбеками и строит повествование в хронологическом порядке, опуская некоторые подробности личной жизни героев, но скрупулёзно описывая все их бизнес-начинания и сделки. Это очень достойная исследовательская и литературная работа, хотя не обойдусь без пары оговорок: чтобы книга показалась вам по-настоящему захватывающей, вы должны искренне интересоваться американским хип-хопом, а также его экономикой. Если первому условию соответствует довольно много народу, то читателей деловых изданий среди любителей рэпа, скажем так, чуть меньше. Конечно, по ходу чтения сложно избавиться от мысли, что прочитать бизнес-биографию Тимати, Джигана или там Гуфа (гусары, молчать!) было бы куда любопытнее.

Не слишком вовлечённым в тему читателям так или иначе рекомендуется проглядеть издание хотя бы по верхам, чтобы вспомнить историю шуточной войны между побережьями (с нешуточными последствиями в виде трупов Тупака и Ноториуса), гангстерскую браваду рэп-продюсера Шуга Найта, узнать правду о взлёте бренда Sprite, истоки невероятного успеха наушников Beats от Доктора Дре и мухлежа с количеством пользователей Tidal. Кроме того, книга позволяет отследить путь хип-хопа из совершенно маргинального и местечкового жанра в мейнстрим. Этому во многом способствовал бизнес-подход будущих «трёх королей». Весьма занимательно выглядят сравнения рэп-звёзд и рок-звёзд с точки зрения отношения к деньгам. Если большинство рокеров, хорошо заработавших на музыке, старались всё побыстрее промотать, то рэперы взялись капиталы приумножать, вкладывая их в довольно неочевидные отрасли вроде производства одежды, кроссовок, водки, щелочной воды, наушников и т.д., а позже и инвестируя в перспективные стартапы. Автор книги, отдавая должное музыкальным талантам героев, их бизнес-хваткой просто восхищается. Но опять же: страницы, на которых туда-сюда с лёгкостью летают сотни миллионов долларов, многие российские читатели воспримут как оторванную от жизни фантастику. Русский перевод не делает эту проблематику ближе.

«К истории хип-хопа приложило руку головокружительное множество героев, поэтому я составил список действующих лиц, чтобы помочь читателям не заблудиться в лабиринте имён», - так начинается справочный раздел в конце книги. Но наши издатели не поддержали автора в этой человеколюбивой инициативе - они не сумели расположить действующих лиц в алфавитном порядке! Внутри списка действует как бы несколько алфавитов, время от времени начинающихся заново; порядок расположения имён так и остался для меня загадкой, что сделало затею со списком во многом бессмысленной. Ещё более удивительно обошлись с примечаниями и ссылками на источники: они все собраны на неком сайте, а в книге приведён QR-код с доступом на него. Но позвольте: если мы по старинке держим в руках бумажную книгу, нельзя ли было по старинке напечатать примечания прямо в ней, а не заставлять читателя то и дело хвататься за смартфон?

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости