кадр из фильма

Рецензия: документальный фильм «Ария: через все времена. 2 серия. 1991-1995»

2020, YouTube-канал AriaRussia

Оценка: 7,5 из 10.

Вторая «арийская» пятилетка оказалась весьма драматичной для всего жанра отечественного хэви-метал, получившего огромную популярность в конце 80-х. Когда решились вопросы с худсоветами и концертными ставками, отравлявшие жизнь «металлистам» времён перестройки, их подстерегла более глобальная проблема. Оказалось, что публика хочет слушать в основном максимально доступную и примитивную попсу, а тяжёлый рок интересует только горстку фанатов. Учитывая, что для исполнения хард-рока недостаточно синтезатора и магнитофона, а требуются профессионализм музыкантов, качественные инструменты, аппаратура и оснащённые концертные залы, для исполнителей «металла» наступили трудные времена. Многие группы тогда прекратили своё существование, а слава прочих осталась в прошлом десятилетии. Такие легенды 80-х, как «Чёрный кофе», «Мастер», «Круиз» (металлического периода), больше не смогли вернуть свой статус – оставшись в лучшем случае локальными клубными группами.

«Ария» стала, возможно, единственным счастливым исключением из этой тенденции, хотя первая половина 90-х и для неё была сложной. Можно было предположить, что речь в новой серии биографического фильма пойдёт именно об этом, но ведущий Михаил Бугаев, верный своей концепции говорить о музыке и подробностях создания песен и альбомов, сначала отчаянно пытался её придерживаться. Он добросовестно терзал Виталия Дубинина и Владимира Холстинина вопросами об альбоме 1991 года «Кровь за кровь», но в ответах музыкантов то и дело проскакивали фразы вроде «концертов тогда не было», «хэви почти уже сошёл со сцены» и т.п. В итоге беседа, естественно, свелась к обсуждению трудностей выживания металлистов в молниеносно меняющейся стране. И получилась весьма оживлённой: «арийцы» рассказали об опыте полностью фонограммного выступления под звучание собственной кассеты «Кровь за кровь», вспомнили опыт подработок, причём Холстинин довольно успешно практиковал частный извоз, а у Дубинина совершенно не сложилась карьера сторожа.

Как группе удалось выплыть? Во-первых, они «всегда считали себя великими»; произнеся эту фразу, Виталий выдержал мхатовскую паузу, после чего добавил, что это шутка. Во-вторых, «Ария» стала строить и оборудовать собственную студию, благодаря чему легче пережила «безконцертье» (а на «Арии Рекордс» потом было записано много альбомов, не только «арийских»). Валерий Кипелов, правда, заниматься студией не захотел и поехал с группой «Мастер» по клубам заработать немного денег. Историю первого ухода «арийского» вокалиста вспомнили довольно подробно и не без юмора. Так, один из претендентов на освободившееся место Алексей Нелидов, к изумлению Холста и Дуба, предпочёл предложению присоединиться к группе работу в нефтяной компании. А взять Алексея Булгакова, с которым было записаны четыре песни, помешал рекорд-лейбл Moroz Records, который потребовал, чтобы на новом альбоме всё-таки пел Кипелов. И Валерий вернулся.

Выпуск бэк-каталога на CD, появление собственной студии, производство эффектного мерча – всё это заметно повысило востребованность «Арии»: стадионы они ещё не собирали, но «Горбушку» уже да. О похождениях барабанщика Манякина Холстинини и Дубинин в конце фильма рассказывают вполне добродушно, а вот гитарист Сергей Терентьев, который в 1995 году сменил в составе Сергея Маврина, присутствует на архивных кадрах, но спикерами ни разу не упоминается. Это вызывает вопросы, ответы на которые, очевидно, будут даны в третьей серии.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости