постер к фильму

Рецензия на фильм «Музыкальный конкурс Евровидение: История группы Fire Saga»: Они бездари, но это наши бездари

Оценка: 8 из 10

Премьера фильма состоялась на Netflix 26 июня 2020 года. Режиссер: Дэвид Добкин. В главных ролях: Уилл Феррелл, Рэйчел Макадамс, Дэн Стивенс, Пирс Броснан, Деми Ловато и др.

В далёком 1974 году, увидев по телевизору выступление на Евровидении группы ABBA с песней «Waterloo», маленький исландский мальчик Ларс Эрикссон (Уилл Феррелл) твёрдо решил, что когда-нибудь обязательно там выступит и победит. Много лет спустя Ларс уже немолод, всё ещё живёт с отцом (Пирс Броснан) и исполняет песни собственного сочинения с подругой детства Сигрит Эриксдоттир (Рэйчел МакАдамс). Их группа Fire Saga выступает в местном баре, и даже жители крохотного рыбацкого городка Хусавик не хотят слушать эту самодеятельность, а только каверы и кабацкий хит «Jaja Ding Dong». Но своей мечты музыканты не оставляют, посылают заявки на конкурс и просят эльфов о помощи. Однажды эльфы услышали просьбы Сигрит, и внезапно Fire Saga получает приглашение на отборочный тур Евровидения, а потом, в силу невероятных обстоятельств, отправляется-таки представлять Исландию в финале конкурса в Эдинбурге. Конечно, впервые попав в мир настоящего шоу-бизнеса, Ларс и Сигрит подвергаются множеству искушений и испытаний…

США (в отличие, например, от Австралии) не принимает участие в Евровидении, но нельзя сказать, что конкурс совсем не известен в Америке. Про Евровидение пишут музыкальные издания, его показывают некоторые телеканалы (а в эпоху интернета посмотреть его в YouTube стало легко в любой точке мира), но, вероятно, американцы воспринимают его как многочасовое шоу фриков, которое европейцы почему-то принимают слишком близко к сердцу. Естественно, интересуются им люди из мира шоу-бизнеса, к таковым можно отнести и режиссера Дэвида Добкина, автора не только фильмов «Судья» и «Шанхайские рыцари», но и клипов Maroon 5, Элтона Джона и других. Его целью было рассказать взрослым людям в Америке, что же это за Евровидение такое, загадочное и притягательное.

Момент для выхода картины оказался невероятно удачным: кто мог знать год назад, когда всё затевалось, что в этом году фанаты «евросонга» лишатся своей любимой игрушки из-за эпидемии коронавируса? Фильм Добкина сполна может компенсировать им эту потерю: переживать за главных героев можно, как за собственных конкурсантов, идиотские музыкальные номера, пародирующие обычное меню Евровидения, в ассортименте, да еще и пропуск за кулисы, хоть и в выдуманных, но вполне приближенных к реальности обстоятельствах. И это не говоря уже о том, что в одном из самых ярких музыкальных номеров фильма снялись настоящие звезды Евровидения разных лет: найди их всех и получи удовольствие. Так что те, кто любит этот музыкальный конкурс или говорит, что терпеть не может, но каждый год залипает перед телевизором и ругает нелепое сборище на чем свет стоит, могут смело прибавить к оценке еще как минимум один балл.

Впрочем, для тех, кто не интересуется этим мероприятием вовсе, в фильме тоже найдется на что посмотреть. Уилл Феррелл, хотя и не совсем отошел от своего привычного амплуа комичных придурков (судя по его фильмографии последних лет, он и сам уже начал им тяготиться), но играет гораздо более сложный характер: упертого, но склонного к рефлексии благородного чудика, который идет вперед, невзирая на смешки и непонимание даже самых близких людей. Рэйчел МакАдамс очаровательна в роли его напарницы. Но особенно прекрасен звезда «Аббатства Даунтон» и «Легиона» Дэн Стивенс в роли Александра Лемтова – кандидата от России, секс-символа и человека-праздника в умопомрачительных нарядах и сапогах, владельца собственного замка в Эдинбурге, автора фразы, достойной стать мемом: «Я не гей. Я русский».

Честно говоря, Евровидение как явление культуры давно напрашивалось на то, чтобы стать героем фильма. Когда за дело взялись американцы, да еще и с идейным вдохновителем в лице Уилла Феррелла, были некоторые опасения, что всё скатится в пошлость. Но авторам фильма удалось пройти по тонкой грани между драмой и комедией и сделать довольно трогательную и смешную картину. Возможно, дело в том, что жена Феррелла – шведка, и Евровидение он смотрит, по его собственным словам, уже лет 20. Или в том, что съемочная группа работала в тесном контакте с Европейским вещательным союзом и оргкомитетом песенного конкурса: в кадре вовсю используется символика, гимн и даже появляется в роли самого себя взаправдашний глава ЕВС Йон Ола Санд. Как признался режиссер Дэвид Добкин, для него Евровидение – это в первую очередь не конкурс, а большой праздник, который он и пытался показать. Впрочем, этот фильм не только про праздник, но и про то, что важнее – победа или участие, карьера или дружба, как важно верить в мечту и идти к ней, про то, что от лузера до национального героя иногда всего один неочевидный шаг. И забудьте всё, что вы знали про эльфов!

Екатерина Алексеева, InterMedia

Последние новости