обложка книги

Рецензия на книгу: Илья Чёрт - «Анатомия шоу-бизнеса. Как на самом деле устроена индустрия»

2019, «Бомбора»

Оценка: 8 из 10.

Лидер группы «Пилот» написал очень полезную книгу - взгляд на шоу-бизнес изнутри с советами для начинающих и будущих коллег. Повествование начинается с самого важного совета: держитесь, мол, вы от этой сложной и опасной профессии подальше, но в устах Ильи Чёрта скепсис выглядит не слишком убедительно. Напротив, его слова заряжают бодростью и оптимизмом - возможно, они даже заставят поверить в себя тех юных музыкантов, у которых мало шансов на успех. Кроме того, в первой же главе Илья требует от зрителей, чтобы они закрыли книгу и подарили её тому, кому она нужнее, - какой-нибудь начинающей рок-звезде. Знаете, как он это объясняет? Публике, по его мнению, незачем знать внутреннюю кухню, между талантами и поклонниками должна оставаться дистанция, чтобы аудитория получала на концерте удовольствие, не задумываясь о том, какими средствами это достигается. «Увидимся на шоу. Афиша на заборе. Билеты в кассе», - Илья прощается со зрителями уже на шестой странице, но никто, конечно, не уходит.

Говоря о концертах, Чёрт неизменно впадает в романтичную пассионарность - сцена для него то место боя, в котором нужно победить, то корабль, который капитан должен провести мимо всех рифов, словом, там происходит некое священнодействие, и зритель должен воспринимать это именно так. Истинную цель музыкальной карьеры лидер группы «Пилот» формулирует так: «Настоящий артист выходит на сцену только для того, чтобы изменить мир к лучшему!» В этот момент читатель может подумать, что ему в руки попал конспект мотивационного тренинга с набором правильных абстрактных лозунгов. Но не нужно делать скороспелых выводов, Илья Чёрт ещё не раз удивит вас. От пафоса он легко переходит к практическим бизнес-советам и темам, на которые у нас вообще-то говорить не принято: каждый труд должен оплачиваться, выступать бесплатно - крайне нежелательно, в группе не должно быть демократии, а командир может быть только один. И так далее - вплоть до процентного распределения оплаты труда музыкантов и персонала, нюансов расположения оборудования на сцене и правил общения с поклонниками в соцсетях и с журналистами в эфире. Иногда Илья Чёрт активно демотивирует читателя скучными сообщениями о необходимости музыкального образования и саморазвития, о том, что «путь и есть цель», а также о подписях в договорах и важности ровных отношений с коллегами. Впрочем, эти вынужденно занудливые фрагменты компенсируются лирическими отступлениями в виде многочисленных музыкальных анекдотов (про басистов тоже есть), баек о коллегах (иногда с именами, но чаще нет) и конкретных примеров из жизни.

Это далеко не первая книга Ильи Чёрта, и для постоянных читателей не станет сюрпризом его своеобразный язык (например, использование «али» вместо «или» и «аки» вместо «как»). Но в отличие, скажем, от «Слипера и Дримера», здесь языковые игры не выходят на первый план, а играют вспомогательную роль, придавая дополнительную образность бытовым советам и занимательным историям. И отдельное спасибо за ёмкую формулировку «дикция авторская», с помощью которой Илья описывает исполнительскую манеру одной из отечественных рок-звёзд.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости