Fotodom

Женя Любич: «Даже если останется только любовь, этого уже будет достаточно. Моя музыка об этом»

О ЗАМЫСЛЕ АЛЬБОМА «ВО ВЕСЬ ГОЛОС»

— Начну издалека. Некоторые из этих песен были написаны мной еще в 10–11 лет: «Он меня поцеловал» и «My Heart’s in the Highlands» на стихи Роберта Бернса, «Река времен» Гавриила Державина, «Ville de France» Анри де Реньера, «Небо и звезды» Лермонтова. Я училась в гимназии с гуманитарным уклоном на улице Восстания, там еще памятник Ахматовой во дворе. И, естественно, в этой школе был большой упор на литературу и языки. Фактически все мои собственные песни вышли из литературы. Мне всегда было легче выучить стихотворение, если я в нем слышала музыку, если стихи превращались в песню. В чем-то это был метод заучивания, когда я не только читала, но и внутренне пропевала слова. И позже, когда чьи-то стихи во мне отзывались, то и мелодия приходила очень быстро. Песни я почему-то учу на раз, а со стихами было сложнее. Кроме того, у меня мама преподает литературу, пишет книги, дом полон книг, так что с рождения мне не чужд этот мир, где «все предметы старой прозы волшебством озарены» (Валерий Брюсов, «Первый снег».— “Ъ”). При этом в детстве, возможно, что-то из написанного звучало странно, потому что у некоторых песен были не совсем детские сюжеты. Возможно, это было только предчувствие. Но главное, что все эти «детские» вещи вошли в мой самый «взрослый» альбом на сегодняшний день. И это неслучайно: я как бы сама доросла до каждого из этих стихотворений, это мое осмысленное зрелое высказывание.

О МУЖСКОЙ ПОЭЗИИ В АЛЬБОМЕ

— Это не было специальной концепцией, а многие песни, как я говорила, давно ждали своего часа. Так уж получилось, что мужская поэзия оказывается мне ближе. В ней есть свой космос. А мне как женщине прикоснуться к «мужской» поэзии кажется более интересным — рождаются новые смыслы. Это как сочетание двух энергий, как инь и ян.

О ТРАДИЦИЯХ И РАЗМЫШЛЕНИЯХ О ЧЕЛОВЕКЕ И ВЕЧНОСТИ

— Действительно, надо чтить наследие и держать связь с традициями — с классикой, ориентирами. Для меня этот подход в жизни стал ключевым. Возможно, я бы и не писала музыку, если бы не поэты и литература, если бы не было соприкосновения с мыслями, выраженными, в том числе, в этих стихах. «Река времен» — последнее стихотворение Державина. Поэт ушел, а стихи остались. И мне хотелось музыкой как бы продлить жизнь и стихотворения, и поэта, мне хочется, чтобы эти слова оставались на слуху. Музыка не ставит точку, она всегда про многоточие. И для меня это напоминание не о бренности, а о чем-то вечном, о том, что за пределами человеческого и земных ценностей. Да, река времен уносит все дела людей — и остается вечность. Но вечность это еще и вечные ценности — стало быть, остается и любовь, и все главные ориентиры. Даже если останется только любовь, этого уже будет достаточно. Моя музыка об этом.

О «ВНУТРЕННИХ РИФМАХ»

— Безусловно! Я бы не смогла написать ни ноты и ни звука ни на одно из этих слов, если бы не нашла своих «внутренних рифм». Мне близки и образы, и настроение, и размышления. Мне нравятся формулировки. Со стороны стихи могут выглядеть случайным набором, но все же это не так: они действительно попали в меня. И здесь сами тексты — музыка. А музыка — текст... Я только так их и воспринимаю.

Очень здорово, что я через музыку осваиваю по-своему территорию слова. И слово приобретает иные грани, новое звучание. Я не задумывалась о такой мотивации, когда мы записывали мой альбом, но она все равно есть. И снова и снова я готова обращаться к литературному наследию, потому что в итоге оно задает направление. Через поэзию я выражаю то, что мне важно, и то, на что я хочу обратить внимание всех нас. И это путь, а не просто стихи.

(Макс Хаген, «Коммерсантъ», 24.03.2020)

Последние новости