Анатолий Ломохов; скриншоты видео

Евгений Сафронов: «Чтобы каждый получал удобно и недорого музыку и кино, нужны серьёзные изменения на рынке»

Выпуск передачи «Сквозной эфир», посвященный перспективам стриминговых сервисов и других услуг, предоставляемых по подписке, а также способам на них сэкономить, вышел на телеканале RTVI 31 января 2019 года.

В начале передачи ведущая Алина Полянских озвучила любопытную статистику: в среднем современный американец тратит 640 долларов в год на интернет-подписки. На эти деньги можно было бы, например, слетать из Нью-Йорка в Лос-Анджелес или оплатить годовой абонемент в фитнес-клуб.

Маркетолог Фёдор Датнов заметил, что подписки заметно изменили жизнь продавцов и их клиентов. Маркетолог отметил, что для представителей бизнеса это очень удобный инструмент, который помогает получать деньги от клиентов постоянно. Лояльность такой аудитории заработать непросто, но зато ее наличие позволяет прогнозировать бюджет на ближайший месяц и даже больше.

Согласно статистике, примерно 60% клиентов, оформивших подписку на тот или иной сервис (не важно, онлайн или офлайн), отписываются в течение 3-6 ближайших месяцев. С одной, стороны, не всегда выдерживается качество предлагаемого по подписке продукта, с другой – сейчас на рынке есть огромное количество универсальных предложений (например, Amazon предоставляет наряду со своими контент-сервисами даже доставку еды ). Есть шанс, что подобные подписки в перспективе будут востребованы.

Автор Youtube-блога «Сериальный кот» Михаил Кофтурман признался, что подписан только на два сериальных сервиса – Netflix и «Амедиатеку». По его мнению, будущее – за агрегаторами подписок, которые будут предлагать пользователям наиболее выгодные в финансовом плане пакеты. Также блогер поделился наблюдением, что за тратами на подписки очень сложно уследить, поэтому денег на них, как правило, уходит больше, чем клиент планировал. Среди уловок, на которые идут сервисы, чтобы привлечь аудиторию, г-н Кофтурман назвал бесплатные первые месяцы подписки и эксклюзивные шоу.

Михаил Кофтурман

О том, как не впасть в зависимость от онлайн-подписок, рассказала психолог Елена Ибрагимова. Свои подписки, которых не более шести, она старается контролировать и использовать строго по своим потребностям – книги, видеоконтент, объем почты и развлекательные сервисы. По мнению психолога, у человека существует когнитивная зависимость от множественности выбора.

- Человек бывает помешан на том, чтобы усидеть на двух стульях, тогда он пытается угнаться даже за теми выгодными по цене сервисами, которые ему в жизни не очень-то и нужны. Здесь важен осознанный отказ от определённых возможностей.

Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов ответил на вопрос ведущей о том, растет ли рынок платного контента в целом и, в частности, в России.

- Бесспорно, рост идёт, но я бы не назвал это бумом - скорее, речь идёт об очередном этапе манипуляции рынком. Молодые люди не помнят, что в 50-90-е годы на физические аудио- и видеоносители (LP, CD, MC, VHS и т. д.) тратилось не 640 долларов в год, а в десятки раз больше. А вот в нулевые годы, чтобы как можно больше людей привлечь к техническим новинкам и интернету, ИТ-компании обеспечили доступ к контенту бесплатно. Цели они достигли - Alphabet, Apple, Amazon, Microsoft вошли в число крупнейших в мире, и больше не нуждаются в использовании бесплатного контента для расширения бизнеса. Теперь пользователю надо платить.

Алина Полянских предположила, что скоро аудитория вновь обратится к прямым продажам музыки, однако Евгений Сафронов оспорил этот тезис:

- Прямой продажи больше не будет. Ведь что такое стриминг? Обычное радио, только не на эфирной, а на интернет-платформе, сильно усовершенствованное. Радио совершенствовалось больше 100 лет, оно очень удобно для подписчика: ничего делать не надо, включил и слушай. Стриминг же предоставляет намного больше возможностей, чем обычное радио, это очень привлекательно, пусть и приходится что-то платить. Проблема в другом: ни в одном сервисе не найти сразу всё, что нужно. Если раньше ты включал радио и получал музыку, которая тебе нужна (а если она не нравилась, ты моментально переключался на другую радиостанцию), то сейчас ситуация изменилась.

Буквально сегодня на выставке CSTB мы обсуждали вопросы, связанные с контентом и его дистрибьюцией: отмечено, что вследствие политики «ИКТ-монстров» резко сократился объём пригодного для коммерческого использования контента, а само по себе создание контента перестало быть прибыльным. Поэтому стриминговые компании стараются урвать контент для себя как эксклюзив - у конкурентов его не найдёшь, и чтобы слушать всю любимую музыку без ограничений, надо одновременно оформлять 10-15 подписок. Конечно, это крайне неудобно для пользователя, но всё это будет продолжаться, пока вопрос не решится в принципе. А он пока не решается.

Евгений Сафронов также ответил на вопрос, можно ли в будущем изменить сам процесс подписки, сделав его проще и удобнее:

- Технически, вне всякого сомнения, это сделать можно. Для этого достаточно только одного - желания. А у тех, кто сейчас управляет рынком, такого желания я пока не вижу. У них есть пока желание наращивать капитализацию и выжимать из населения всё, что возможно.

Мы в InterMedia очень давно изучаем этот рынок. Сегодня на CSTB мы показали первую пиратскую продукцию в России, произведенную ещё в 1898 году. Участники круглого стола признали, что принцип остался тем же. Пиратство, проблемы стриминга и многое другое – всё это только проявления общего дисбаланса на рынке, который нужно преодолевать. Конечно, есть возможность сделать так, чтобы каждый получал максимально удобным способом нужную ему музыку и кино - причем недорого, а то и вовсе бесплатно. Но для этого нужны серьёзные изменения на рынке, а пока непонятно, кто их может инициировать.

Достаточно осторожно Евгений Сафронов отнёсся к предложению спрогнозировать развитие ситуации:

- Надо отдавать себе отчёт, что всё будет зависеть только от решения американской информационно-технологической элиты, которая управляет сейчас всеми обсуждаемыми в мировом сообществе процессами - начиная от стриминга и заканчивая хоть бы и коронавирусами. Если она захочет, то сделает стриминг удобным и недорогим, поддержит авторов в создании множества новых произведений. Но предсказать её планы невозможно.

Запись передачи доступна на официальном сайте телеканала RTVI

Алина Полянских и Фёдор Датнов

Елена Ибрагимова

Последние новости