постер к фильму

Рецензия на фильм Ричарда Стэнли «Цвет из иных миров»: Новый цвет жанра ужасов

Оценка: 7 из 10

В широкий прокат фильм выходит в России 13 февраля 2020 года. Режиссер: Ричард Стэнли. В ролях: Николас Кейдж, Джоэли Ричардсон, Мадлен Артур, Эллиот Найт и другие.

Нейтан Гарднер с женой и тремя детьми переезжает жить на ферму, которая когда-то принадлежала его отцу. Их дом находится в глуши, но, кажется, семейству эта спокойная местность как раз необходима – Тереза, мать семейства только что прошла полугодовой курс лечения от рака, а потому нуждается в покое. Однако их умиротворенная жизнь продлится недолго. Однажды ночью рядом с домом падает и на следующий день загадочно исчезает метеорит. С тех пор мобильная связь и интернет начинают работать с помехами, вокруг прорастают необычные цветы, животные начинают вести себя странно, да и само время порой движется не совсем типично. Вскоре то, что прилетело с метеоритом, примется и за людей.

Говард Филлипс Лавкрафт – один из основоположников жанра ужасов (наравне с Эдгаром Аланом По и другими классиками), чьи работы повлияли на всю дальнейшую мировую литературу, кинематограф, да и культуру в целом (мем «Ктулху зохаваит фсех» был популярен в рунете в начале 2000-х годов). Отголоски Лавкрафта видны в книгах Стивена Кинга и Нила Геймана, в фильмах Гильермо дель Торо и работах Ханса Гигера. Тем не менее именно на экранизации писателю до сих пор не особенно везло – по мотивам его произведений создано несколько компьютерных игр (не все из них удачны, но хотя бы знакомы аудитории), а вот фильмы появлялись преимущественно низкобюджетные, зачастую – с начинающими или непрофессиональными актерами и режиссерами. Большая часть этих картин выходила сразу на физических носителях или на ютубе, минуя кинотеатры, а потому она известна лишь самым преданным поклонникам творчества писателя. Стоит ли говорить, что в основном это низкобюджетный трэш без художественных достоинств, не стоящий траты времени на просмотр? Ни одна из адаптаций Лавкрафта не оказала сколько-нибудь значимого влияния на жанр ужасов в кинематографе, что весьма печально для писателя такой величины.

«Цвет из иных миров» перенес действие из конца 19 века в современное время, снабдил сюжет множеством новых деталей (вроде рака жены или того факта, что теперь Нейтан выращивает на ферме альпак). В остальном это все тот же Лавкрафт. Небольшой рассказ, который писатель считал своим лучшим произведением, был растянут почти на два часа – это два часа плавного, тягучего повествования, неторопливо погружающего в атмосферу безысходности. Это в героическом фэнтези и мейнстримных голливудских фильмах ужасов (типа серии «Заклятие» Джеймса Вана) персонажи сражаются со злом и иногда даже выходят победителями. «Цвет из иных миров» рассказывает историю, в которой невозможно победить, в которой вовсе не сразу осознаешь присутствие зла, чтобы хотя бы попытаться с ним бороться. Из космоса прибыла не летающая тарелка, не отряд враждебно настроенных пришельцев, которых можно увидеть и пощупать, – из космоса с метеоритом попадает всего лишь цвет, но это цвет, человечеством ранее не виданный. Это нечто, находящее за гранью нашего понимания и не подчиняющееся законам физики.

Авторы смогли передать дух книги – гнетущую атмосферу, крах надежд на спокойное существование, панику перед неизведанным. Вместо борьбы со злом здесь – необходимость принятия неизбежного поражения от более могущественного противника, который трансформирует окружающий мир, включая живых существ. У авторов, к сожалению, нет той выдержки, которая позволяла Дэвиду Кроненбергу столь отстраненно описывать физические трансформации (вспомните, как Брандл из «Мухи» следит за собственными изменениями после неудачного эксперимента по телепортации). Да и многие художественные приемы в фильме избиты, а сюжетные ходы – предсказуемы. В результате «Цвет из иных миров» – это не столько хоррор, сколько смесь психологического триллера и темного фэнтези. При всех своих недостатках фильм сумел показать то, что Лавкрафт предпочел умолчать, скрыть под неясными эпитетами и оставить на волю воображения читателя.

Очередная низкобюджетная экранизация вновь прошла бы мимо широкой аудитории, если бы не два человека, участвующие в ее создании, – режиссер Ричард Стэнли и актер Николас Кейдж. Они оба – в некотором роде феномены. Ричард Стэнли, к примеру, начал карьеру в художественном кинематографе с культового научно-фантастического хоррора «Железо», а затем снял отвратительно трэшовый «Остров доктора Моро». Не менее странно движется карьера Николаса Кейджа – одни поклоняются актеру, считая его гением, другие ненавидят, называя бездарностью.

Фильм получился под стать его главным звездам. Уже по трейлерам была видна нетипичная для жанра цветовая палитра. Свет, испускаемый метеоритом, оказывается лиловым, а окружающий мир озаряется кислотными оттенками. Визуально «Цвет из иных миров» больше похож на «Хищных птиц» или «Неонового демона», чем на все прошлые однотипные попытки экранизировать Лавкрафта. Так что же это – трэш, китч, цирковой аттракцион, фестивальный шедевр или серьезное низкобюджетное кино? Пожалуй, все сразу. Фильм выглядит так, словно авторы на полном серьезе пытались сделать би-муви, но по чистой случайности смогли сделать нечто большее – запоминающееся и обладающее художественной самобытностью.

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости