постер к фильму

Рецензия на фильм «Вальгалла. Рагнарёк»: Ликбез по скандинавской мифологии

Оценка: 6,5 из 10

Фэнтэзийный фильм «Валгалла. Рагнарёк» выходит в российский прокат 30 января 2020 года. Режиссёр: Фенар Ахмад. В ролях: Роланд Мюллер, Дульфи Аль-Джабури и др.

Дочка викингов по имени Рёсква строит из камней загадочные круглые сооружения и просит у богов, чтобы они её обратили в птицу. Однажды молитва девочки была услышана: на огонёк в бедное жилище заглянули могущественные Тор и Локи. Один нарушенный запрет – и Рёсква вместе с братом оказывается в Вальгалле в амплуа бесправных слуг представителей небесной иерархии.

В стане скандинавских богов далеко не всё гладко. Сидевший на цепи исполинский волк Фенрир сбегает и норовит устроить вселенскую катастрофу. Великаны из сопредельного королевства Утгард окончательно распоясались, вызывая богов на бесконечные поединки. По всем приметам близится Рагнарёк – конец света. Раздираемые противоречиями боги не находят ничего лучшего, чем выставить беспомощных детей.

Скандинавский фильм «Вальгалла. Рагнарёк» основан на комиксах по мотивам «Старшей Эдды». Несколько поколений датских детей воспитывалось на рисованных историях на тему древних мифов. Фильм тоже выполняет просветительскую функцию: из него мы, в частности, узнаём, чем так опасен Фенрир, почему столько противоречий между Тором и Локи и зачем нужны смертные небесному воинству.

Экранизации языческих преданий – дело тонкое. Ещё памятна неудача голливудской поделки «Боги Египта», которую критики посчитали фальшивой и надуманной. «Вальгалла. Рагнарёк» тоже поначалу обескураживает излишним сластолюбием богов скандинавского пантеона и их мелочностью. Фильму не хватает динамики, но тут надо понимать, что в нём ухвачен некий переходный момент от политеизма к монотеизму. Ориентирующиеся в истории мировой религии зрители с удивлением найдут сходство скандинавского обряда сохранения костей священного козла с традициями иудейской Пасхи. Есть здесь и подступы к идее богочеловечества…

Но все эти выкладки – для взрослой аудитории. Дети же получат милую безделушку в стиле фэнтези, не перегруженную излишней философией, но обескураживающую традиционными для жанра штампами вроде тёмной силы, творящей благо и игнорирования семейных ценностей ради туманных мечтаний о призрачных мирах.

Любопытно также провести параллели с мультфильмом «Викинг Вик», выходящим с «Вальгаллой. Рагнарёк» в прокат практически одновременно. Если первый рассчитан на несмышлёных малышей, только нащупывающих пределы своих способностей, то второй адресован подросткам, которые уже более-менее определились со своими жизненными приоритетами и теперь встают перед проблемой их отстаивания.

Денис Ступников,InterMedia

Последние новости