постер к сериалу

Рецензия на мини-сериал по роману Стивена Кинга «Чужак»: Страх - многолик

Оценка: 8 из 10

Премьера мистического триллера HBO «Чужак» состоялась на онлайн-сервисе Амедиатека 13 января 2020 года. Создатель и сценарист: Ричард Прайс. Режиссёры: Джейсон Бейтман, Эндрю Бернштейн, Карин Кусама и другие. В ролях: Бен Мендельсон, Джулианна Николсон, Джейсон Бейтман, Синтиа Эриво, Билл Кэмп, Пэдди Консидайн и другие.

Кинематографический образ Джейсона Бейтмана за последние несколько лет преобразился кардинально. Ещё недавно для большинства зрителей он был всего-навсего рядовым комедийным актёром, отстёгивающим шутки ниже пояса в компании известных американских комиков. Конечно, нельзя не упомянуть замечательный сериал «Задержка в развитии», который принёс Бейтману первые серьезные награды, однако на территории постсоветского пространства этот сериал до сих пор остаётся менее популярным, чем его ближайшие соседи по всевозможным рейтингам лучших ситкомов всех времён – «Друзья», «Клиника», «Офис».

Общемировое признание Джейсона Бейтмана случилось в 2017 году, когда Netflix дал ему полный творческий карт-бланш на производство криминального сериала «Озарк». В нём он исполнил главную роль, а также стал продюсером и режиссёром нескольких эпизодов. «Озарк» открыл всему миру не просто Джейсона Бейтмана как сильного драматического актёра (впоследствии его засыпали актёрскими номинациями и наградами за роль Марти), но и как невероятно талантливого режиссёра со своей уверенной авторской интонацией. За постановку второго сезона он получил свою первую в карьере премию «Эмми», высочайшую телевизионную награду. Режиссёрский стиль Бейтмана характеризуется медленной, даже тягучей манерой повествования, нетривиальной, акцентированной на атмосфере, композицией кадра и умением подчеркнуть любую драматическую сцену настолько, чтобы она стала центром истории.

Такой режиссёрский стиль близок Ричарду Прайсу, автору стилистически схожего, нью-йоркского нуара с Ризом Ахмедом и Джоном Туртурро «Однажды ночью». Теперь Прайс, продолживший сотрудничать с HBO, объединил усилия с командой «Озарка» в лице Бейтмана над экранизацией свежего (год выпуска – 2018-й) романа Стивена Кинга «Чужак». Прайс выступает шоураннером мини-сериала, а Бейтман – продюсером, режиссёром первых двух эпизодов и исполнителем одной из ключевых ролей. Как результат, именно о таком творческом тандеме принято говорить «брак, заключённый на небесах».

Чероки, штат Джорджия, наши дни. В лесу обнаружен изуродованный труп мальчика по имени Фрэнк Питерсон со следами слюны и человеческих укусов. Дело берётся расследовать детектив Ральф Андерсон (Бен Мендельсон), и очень быстро выходит на первого и единственного подозреваемого. Опрос свидетелей и улики чётко указывают на тренера местной Малой футбольной лиги Терри Мейтленда (Бейтман), которого Андерсон арестовывает с театральным размахом – у всех на виду и прямо во время тренировки. Терри Мейтленд всячески отрицает свою вину, он – образцовый семьянин и вроде как хороший человек. Но всё это не играет роли, поскольку у него железное алиби – во время убийства Терри был в 90 километрах от города, на научной конференции, запись которой есть в открытом доступе.

В то же время свидетели утверждают, что видели, как мальчик садился в фургон Мейтленда, а затем уже другие люди - как Терри выходил из леса с окровавленным лицом. Миссис Мейтленд нанимает для мужа адвоката (Билл Кэмп – в «Однажды ночью» он играл, напротив, прокурора), который уверен в том, что с видеозаписью выступления на конференции они смогут выиграть это дело. Однако у детектива Андерсона есть ещё пара козырей в рукаве, например, тест ДНК и записи с камер видеонаблюдения вблизи убийства – всё это указывает на главного подозреваемого. Как же один и тот же человек смог оказаться в двух местах одновременно? Есть ли тут происки чего-то сверхъестественного?

Стивен Кинг славится своим умением создавать пугающие истории, не пересекая при этом границу с жанром хоррора. Кроме звания «короля ужасов», Кинга смело можно прозвать и мастером психологического триллера, эталонной экранизацией которого из недавнего можно выделить фильм «1922» с колоритным Томасом Джейном. «Чужак» пропитан мрачной мистической атмосферой, которая (по крайней мере, за первые эпизоды) одинаково успешно работает и в сторону генерирования хоррорной составляющей, и в сторону психологического детектива, разгадку которого вполне можно объяснить – правда, получится это, очевидно, ближе к финальной серии. Или не получится.

За производством мини-сериала стоит множество уже упомянутых талантов, однако, возможно, его главная звезда – по эту сторону экрана. Бен Мендельсон блистает в роли матёрого, опытного детектива с тяжёлым прошлым, который не так давно сам похоронил сына (его, между прочим, тренировал Терри Мейтленд), отчего новое дело для него приобретает личный характер, но не затуманивает его рассудок настолько, чтобы деактивировать его профессионализм. Мендельсон, за которым прилип образ однотипного злодея в голливудских блокбастерах, последний раз получал на руки достойный материал при работе над картиной «Земля устойчивых привычек». Хотя, если честно, первый сезон «Родословной» - вот когда мы могли увидеть Бена Мендельсона, раскрывающего свой актёрский потенциал на все сто, в последний раз. «Чужак» становится очередным напоминанием, почему Мендельсон по таланту и харизме ничуть не уступает другим, более известным австралийцам вроде Хью Джекмана или Рассела Кроу.

«Чужак» производства HBO затягивает буквально с первого же эпизода: мистическая загадка в центре сюжета, атмосфера отчаяния, пронизывающая воздух, и галерея интересных, хорошо прописанных персонажей не дают даже задуматься о том, чтобы переключиться на просмотр чего-то ещё. Можно уже сейчас сказать, что перед нами ещё один успешный проект Джейсона Бейтмана как продюсера и режиссёра, первая в 2020-м году успешная экранизация Стивена Кинга и лучшая роль Бена Мендельсона за долгие-долгие годы.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости