постер к фильму

Рецензия на фильм Дяо Инаня «Озеро диких гусей»: Слишком стар, чтобы умереть молодым

Оценка: 8 из 10

Китайский криминальный триллер «Озеро диких гусей» вышел в российский прокат 12 декабря 2019 года. Режиссёр: Дяо Инань. В ролях: Ху Гэ, Квай Луньмэй, Ляо Фань и другие.

С момента выхода предыдущего фильма китайского режиссёра Дяо Инаня прошло целых пять лет. Тогда «Чёрный уголь, тонкий лёд» стал победителем Берлинского кинофестиваля, гарантировав тем самым повышенное внимание к следующему проекту постановщика, которым и стало «Озеро диких гусей», показанное уже в рамках Каннского кинофестиваля. Несмотря на пятилетний промежуток, обе картины довольно схожи друг с другом: перед нами опять мрачный Китай в антураже атмосферного нео-нуар и терпкая криминальная история, в которой вязнешь с самых первых кадров.

Дождливой ночью на станции какого-то провинциального китайского городка под яркой неоновой вывеской встречаются двое. Он – босс небольшой банды с внушительным шрамом на лице, скрывающийся от полиции и ищущий огонёк для своей сигареты. Она – уставшая от своей работы проститутка, у которой несчитанное количество проблем и одна зажигалка. Закурив, измученный Жу Ченон (Ху Гэ) просит у прожившей десяток жизней за одну Лиу Ай (Квай Луньмэй) о помощи, тут-то мы и узнаём через флэшбек, что с ним произошло на самом деле. Два дня назад на собрании кланов мафии, зарабатывающей кражей мотоциклов, где решалось, кому уходит какая территория, два семейства остались недовольны распределением. В итоге было решено устроить между ними «олимпийские игры по воровству»: какой клан за одну ночь сможет пригнать больше мотоциклов, тот и получит самый потенциально прибыльный район.

В «Озере диких гусей» прослеживаются, так или иначе, влияния сразу нескольких именитых кинематографистов – годаровская фатальность персонажей, атмосферность, присущая фильмам Кар-Вая, и работа с эстетикой криминального кино в лучших традициях Николаса Виндинга Рёфна. Начальная сцена с кражами мотоциклов – словно рёфновская современная версия «Похитителей велосипедов»: долгие молчаливые планы, минимум диалогов, неон как единственный источник света в кадре. Герои без единого слова и последовательно крадут мотоциклы, пока размеренное повествование не нарушает резкий всплеск насилия, начинающийся с декапитацией и завершившийся расстреливающим по ошибке Жу Ченоном патруль с полицейскими. Буквально по такому же рецепту Рёфн совсем недавно снял целый сериал или, если быть точнее, 14-часовой фильм «Слишком стар, чтобы умереть молодым».

Главу полиции, учинившей розыск главного героя по всей провинции, играет знаменитый китайский актёр Ляо Фань, которого в прошлом году мы могли увидеть в эпичной драме Цзя Чжанкэ «Пепел ― самый чистый белый». Однако Фань также снимался и в предыдущем фильме Дяо Инаня, за что получил пока свою самую значимую награду в карьере: «Серебреного Медведя» Берлинского кинофестиваля. Здесь же он далёк от первого плана, да и за весь хронометраж имеет от силы фраз 10, естественно, не помогающих раскрыть хоть с какой-нибудь стороны данного персонажа. «Озеро диких гусей» вообще кино не про персонажей или какую-нибудь из ряда вон выходящую историю. Сюжет в картине достаточно прост, не столь увлекателен как хотелось бы и далёк от какого-либо новаторства ― почти два часа экранного времени Жу Ченон пытается не угодить в лапы полицейских. Изюминка же фильма заключается в другом.

«Озеро диких гусей» ― это до мозга костей жанровое кино. Дяо Инань старательно работает в сторону того, чтобы его кино выглядело максимально кинематографично, создавая запоминающиеся мизансцены и экспериментируя с внутрикадровым пространством. Одним из самых врезающихся в память эпизодов (кроме обезглавливания мотоциклиста) является ночной флэшмоб танцующей под европейские хиты 90-х толпы людей в светящихся кроссовках на улице какого-то провинциального городка. Когда Инань переносит место действия с улицы, освященной тусклыми, но многочисленными фонарями, в кромешную тьму, то хоровод дюжины источающих неоновое свечение кроссовок превращает происходящее в стильное, отчасти фарсовое, световое шоу.

Затронув тему фарса, необходимо признать, что у «Озера диких гусей» гарантированы проблемы в родном китайском прокате. Китай славится своей жесточайше цензурой и, не задумываясь ни на секунду, отдаёт под нож любой фильм, в котором есть хотя бы тень критики в адрес их государства или же просто вызывающие сцены сексуального характера либо же чрезвычайного насилия. У Дяо Инаня есть это всё: ультра-насилие, провокационные сцены секса и критические комментарии в сторону государственного устройства собственной страны. Галерея персонажей фильма ― бандиты, проститутки, нищие и всяческого рода маргиналы, не поспевающие за ритмом развития индустриального Китая. Однако больше всего от Инаня достаётся полиции, которая здесь выставлена шайкой дилетантов, огромной толпой носящейся за одним-единственным человеком, разыгрывая комичные спецоперации (танцы в светящихся кроссовках на улице ― одна из них).

Дяо Инаню удалось в одном продукте скомпоновать одновременно и свой авторский почерк, и балансирование на тонком льду социальной критики, и эффектный криминальный триллер с нетривиально поставленным экшеном. Последнее ― а именно: драки, перестрелки, вспарывание кишок зонтиком ― лишь только добавляют картине баллов в создании её самобытного антуража. Пусть не все точки в итоге складываются в общий рисунок, что пытается написать режиссёр, «Озеро диких гусей» ― всё же примерный представительно атмосферного жанрового кино, способного сыскать мировое признание не только среди ценителей вязкого нео-нуара.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости