Вероника Жукова

На круглом столе «Media + Music» представили исследование культурных индустрий

Круглый стол «Media + Music» на тему «Создание современного коммуникативного пространства в области культуры – проблемы и решения» состоялся в Зале Екатерининского собрания 14 ноября 2019 года в рамках Международного культурного форума. организаторы круглого стола – газета «Музыкальный клондайк», Белгородская государственная филармония и концертное агентство «Петербург-концерт».

Эксперты музыкальной индустрии обсудили следующие проблемы: создание новых возможностей и форматов коммуникаций общества и представителей музыкального и сценического искусства; взаимодействие федеральных и региональных медиа и музыкальных, театральных, музейных проектов; содействие развитию региональной культурной журналистики, повышению профессионального уровня журналистов, расширению контактов в профессиональной среде; повышение творческого потенциала местных сообществ.

Директор зала Екатерина Артюшкина поприветствовала участников и объявила, что приоритетным вопросом круглого стола будет интеграция новых технологий в современную музыку.

- Меня больше всего заботит, не погибнет ли в современном медийном пространстве та энергетика, которая возникает между творцом и его слушателем, - призналась Екатерина Артюшкина.

Генеральный продюсер Новой сцены Александринского театра, актер и музыкант Александр Малич рассказал о том, что ему постоянно приходится находиться по разные стороны сцены. Продюсер заботится о монетизации контента, а артист заботится о том, чтобы творчество не утрачивало свою суть в процессе коммерциализации.

- Многие актеры принципиально не хотят подстраиваться под аудиторию, и это позиция сильных людей, - заметил Александр Малич. – Но и цифры тоже важны. Я бы не стал делить музыку на жанры. Есть прекрасный исполнитель Noize MC, который творит на стыке жанровых рамок, но это же не значит, что он плохой.

Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов (на верхнем фото) представил только что опубликованное исследование «Культура и культурные индустрии в РФ 2017-2019 гг.».

- Результаты исследования парадоксальны: строго говоря, во всем мире культурные индустрии как таковые прекращают самостоятельное существование. Ранее независимые и самодостаточные компании лишаются дохода, после чего поглощаются корпорациями и становятся их вспомогательными подразделениями. Голосование аудитории долларом за нужные им книги, кино, музыку потеряло актуальность - теперь все решают корпорации, бизнес которых связан в первую очередь со сферой ИКТ, кабельным ТВ или управлением международными сетями парков развлечений (именно на этом, а вовсе не на кино зарабатывает Disney), - рассказал Евгений Сафронов. – В TOP-50 крупнейших корпораций, работающих в сфере культуры, в 2019 году осталось всего две, зарабатывающих на производстве контента. Именно с этим мы связываем количественный и качественный кризис, о котором здесь говорили.

Евгений Сафронов

Далее Евгений Сафронов представил в виде графика динамику разных видов культурных индустрий в России.

- Практически все они показывают рост, - прокомментировал спикер. – в первую очередь там, где активно потребляется контент. Прежде всего, это производство бытовой электроники и доступ в интернет. Заработки непосредственно на музыке, кино и книгах несущественны - корпорации заинтересованы в распространении либо бесплатном, либо почти бесплатном. Посмотрите на ценовую политику стримингов - они продают легальный контент за копейки. В результате абсолютно все легальные контент-платформы в мире убыточны и в создавшейся ситуации прибыльными не станут никогда. Исключение - Netflix, иногда показывающий незначительную операционную прибыль, но даже этому придет конец с уходом Disney.

Евгений Сафронов вернулся к вопросу о разрыве между объёмами потребления контента и его производства.

- Мы видим огромный неудовлетворенный спрос как в нашей стране, так и в мире, - подчеркнул он. - потому так часты сейчас обращения к классике всех видов, ретро. Аудитория выросла за каких-то сто лет в 30-50 раз, потребление - в сотни миллионов раз и, конечно, сейчас нужны в первую очередь простое, даже примитивное искусство. Аудитория платит за это через ИКТ-индустрию, но до создателей контента деньги не доходят. Результат - нужных аудитории произведений создается всё меньше, корпорации по своему обыкновению предпочитают заваливать население суррогатами.

Рассматривая структуру сферы культуры в РФ, Евгений Сафронов подчеркнул, что она принципиально отличается от ситуации в других странах в силу огромного размера государственного сектора.

- Ни в одной стране мира нет такой серьёзной системы поддержки культуры и искусства, - заявил Евгений Сафронов. – Началось это ещё при Романовых, а в СССР эта система была развита просто до титанических размеров, ничего подобного нет ни в одной стране мира. Напомню - до 1985 года все, кто официально работал в сфере культуры, были госслужащими - даже авторы (они были объединены в творческие союзы, полностью контролируемые государством). В империи государство всегда играло в сфере культуры главную роль, 30 лет об этом забыли, но сейчас, как мне кажется, внимание государства к культуре возвращается - подчеркну, что я имею в виду не только деньги.

Андрей Торяник

Совладелец и генеральный директор компании IQ Pro Communication Андрей Торяник посетовал, что современная высокотехнологичная продукция зачастую утрачивает главное – теплоту.

- Я вспоминаю о тех временах, когда были экспертные советы, - поделился он. – А сейчас каждый сам себе эксперт. Сейчас мы свидетели трансфера смыслов. Если раньше к походу в театр готовились и тщательно одевались, то сейчас пришел домой, надел тапки, включил телевизор – и расслабился.
Компании тем временем терпят убытки. Конфликт сейчас один – нет денег. А культурного конфликта нет.

Действительный член Евразийской академии радио и телевидения, ведущий радиостанции «Орфей» Йосси Тавор заметил, что в классической музыке уже давно сегодня используются элементы поп-культуры.

- Пример – три тенора, которые выступают на стадионе, - рассказал докладчик. – Я думаю, что такой ход немало людей привел в оперные залы. А ведь раньше, когда только появилось телевидение, опере предрекали скорый конец.
То же и с радио - я на нем работаю уже 45 лет, и за эти годы его хоронили раз 20. Но у радио сейчас есть перспективы, потому что мы стали общаться со слушателями короче и четче. Общение с молодёжью – очень большая проблема, особенно – для классического радио «Орфей». Раньше я делал программу раз в неделю и искал гостей для нее. Теперь я делаю ее каждый день и ко мне выстраивается очередь. Я стал более мобилен и имею возможность регулярно выкладывать выпуски в интернет. Молодежь слушает меня по интернету. Да, на этом не заработаешь, но культура, за редкими исключениями, никогда и не была прибыльной.

Йосси Тавор

Йосси Тавор согласился с цифрами, приведенными Евгением Сафроновым в исследовании культурных индустрий, но высказал мнение, что ситуацию не изменить.

- Культура не принесёт денег, - констатировал спикер. – Нужно общаться с меценатами, но мы должны заниматься при этом тем, что знаем и умеем: пропагандировать хорошую музыку. В японских компаниях нередко проверяют музыкальные способности потенциальных сотрудников: те кандидаты, у которых способности есть, более творчески подходят к работе.
Креативность должна проявляться во всем. Вышли три тенора на стадион и использовали в своем выступлении рэп. А теперь посмотрите, сколько людей после этого поставили на свои телефоны «O, Sole Mio». Значит, это работает!

Режиссер, художественный руководитель Парка науки и искусств образовательного центра «Сириус» Ханс-Йоахим Фрай рассказал об опыте своей работе в Сочи.

- Мир постоянно меняется: несколько лет назад у нас появилась профессия видеодизайнера, тогда как 40 лет назад были только художники и оформители. При этом изменения открывают новые огромные возможности. В Сочи мы создаем новый фестивальный центр «Сириус». Когда президент предложил мне возглавить центр, я согласился, но предложил сделать «Сириус» международным. Также я предложил начать работу незамедлительно, хотя большой зал центра будет открыт лишь в 2022 году. В прошлом году мы сделали 40 концертов, в этом – 85, в следующем будет – 115. Большинство знаковых российских артистов уже у нас побывало. На каждом концерте у нас порядка 800 зрителей. На всех наших концертах используется диджитал-контент. А для получения мгновенного контакта с публикой нам очень помогают соцсети. Но при этом важно не потерять качество творчества.

После выступлений спикеров состоялось обсуждение, в ходе которого Андрей Торянник задал вопрос, как в недалеком будущем решат проблему конкуренции, когда из-за развития технологий многие люди останутся без работы.

Все знают, что население Земли за последние 100 лет выросло в 4 раза, - порассуждал в ответ Евгений Сафронов. – Обратите внимание - это произошло не за счет высококультурных образованных частей населения. Конкуренция будет всегда, но вопрос, за что: за кусок хлеба или место на сцене? Самые благородные сходят со сцены – вот в чём проблема. Всё меняется настолько быстро, что мы просто не понимаем, что происходит. Поэтому актуальные процессы нужно изучать постоянно.

Елена Лащенко и Борислав Струлёв

Последние новости