кадр из фильма

Андрей Кончаловский: «Продолжение вряд ли будет, лучше смотрите фильм во второй раз»

Пресс-конференция нового фильма Андрея Кончаловского «Грех», рассказывающего историю скульптора Микеланджело Буонарроти, прошла 11 ноября 2019 года в ТАСС. Вместе с режиссёром на вопросы прессы ответили исполнитель главной роли Альберто Тестоне, художник-постановщик Маурицио Сабатини и продюсер Эльда Ферри.

Кончаловский и Сабатини рассказали, какая работа была проведена для подготовки к съёмкам, и чем она отличалась от подготовки во времена, когда писался сценарий к «Андрею Рублёву» Андрея Тарковского, фильма, также исследующего искусство и религиозность. По словам режиссёра, тогда было проще, ибо доступной информации о Рублёве было не так много, что увеличивало простор для фантазии. Сейчас же собрано огромное количество исторических документов и проведено множество исследований жизни Микеланджело Буонарроти, чтобы составить максимально достоверный портрет легендарного художника эпохи Возрождения.

Исполнитель главной роли Альберто Тестоне признался, что перечитал все письма Микеланджело для погружения в образ, а Кончаловский выделил три главные, по его мнению, книги о художнике, способные сформировать исчерпывающее представление о нём. Первая: «Полоток Микеланджело» итальянца Антонио Паолуччи (в России вышла под названием «Сикстинская капелла» в 2019 году). Вторая: «В Карраре» (какую именно книгу имел ввиду Андрей Сергеевич, не ясно, но в России ничего подобного не выходило с таким названием). И третья: «Богатство Микеланджело» американца Рэба Хэтфильда, где расписаны все траты скульптора в мельчайших деталях.

Если вы хотите посетить Италию эпохи Ренессанса, то, согласно словам художника-постановщика, вам непременно нужно отправиться в Тоскану, где сохранилось множество построек 16 века. Именно там съёмочная группа искала локации для одних из самых аутентичных сцен фильма. Кроме того, Сабатини добавил, что та Сикстинская капелла, что мы видим в картине, была создана с нуля и по размерам в точности копирует оригинал, находящийся в Ватикане.

Не обошлось и без самого нелюбимого вопроса любому режиссёру. Журналисты попросили объяснить, в чём же смысл фильма – «Какой именно грех совершает главный герой?». На что Андрей Кончаловский парировал, кажется, уже проверенной временем фразой – "как бы вы ни решили для себя, выходя из кинозала, так оно и есть на самом деле". Режиссёр уверен, что если кино оставляет после себя вопрос, ответ на который может меняться со временем, то его замысел удался на все сто процентов.

Кончаловский упомянул, что первоначально «Грех» должен был называться «Снами мрамора», однако в процессе работы над фильмом он понял, что название нужно поменять на то, какое мы можем видеть на афише. К слову об афише, режиссёр отметил, что имя генерального продюсера Алишера Усманова неспроста красуется на официальном постере и во всех рекламных материалах ленты. Он сравнил Усманова с семейством Медичи, по заказу которого Микеланджело часто создавал фрески. Медичи вкладывали в работы художника огромные деньги без надежды на их возвращение. Так и Усманов, по словам Андрея Кончаловского, оказался единственным, кто «не опустил глаза», когда тот предлагал своей проект продюсерам для финансирования с фразой: «Мы не вернём вам ни копейки». Также он рассказал о другом акте благотворительности Усманова, когда тот выкупил на аукционе нобелевскую премию биолога Джеймса Уотсона, резко нуждающегося в деньгах, и в Москве подарил её учёному лично.

Продюсер с итальянской стороны, Эльда Ферри, рассказала, что у среднестатистического итальянца есть представление о Микеланджело Буонарроти и о его творениях. Однако её привлёк неординарный взгляд Кончаловского на гения Ренессанса. Режиссёр попытался всячески избежать сухого пересказа биографических фактов жизни художника. Когда сценарий был закончен, он и вовсе осознал, что в нём нет ни одной сцены, где Микеланджело на экране творит искусство своими руками. По его словам, важнее показать эпоху и людей, породивших искусство великого мастера.

Напоследок прозвучал странный вопрос о возможном сиквеле «Греха», на который Андрей Кончаловский ответил не без доли юмора: «Продолжение вряд ли будет, лучше смотрите фильм во второй раз».

«Грех» Андрея Кончаловского выходит в российский прокат 14 ноября 2019 года. Картина является результатом совместного производства России и Италии. Она повествует о жизни и творчестве Микеланджело Буанорроти, вынужденного работать сразу на два могущественных и враждующих между собой семейства, делла Ровере и Медичи.

Вадим Богданов, InterMedia

Последние новости