Мария Фролова

Ассоциация продюсеров кино и телевидения подвела итоги 10 лет работы

Пресс-конференция, посвященная 10-летнему юбилею Ассоциации продюсеров кино и телевидения (далее - АПКиТ), состоялась 1 августа 2019 года в творческом кластере «Красный Октябрь». В мероприятии приняли участие продюсеры Сергей Сельянов, Владислав Ряшин, Александр Акопов, Игорь Толстунов, Родион Павлючик и Виктор Будилов. Модератором дискуссии выступила исполнительный директор АПКиТ Ольга Жукова.

Первым слово взял Сергей Сельянов.

– Главная задача ассоциации – лоббистская. АПКиТ существует для того, чтобы создавать в стране условия для развития кино- и телебизнеса, повышать прозрачность и эффективность правовой игры, – заявил он.

Кроме того, он рассказал про наиболее значимые законодательные инициативы, которые были приняты благодаря действиям АПКиТ. В частности, статус национальных фильмов теперь могут получать некоторые зарубежные картины, если в составе авторов присутствуют представители из России, а также российские фильмы, имеющие долю иностранного участия в бюджете.

Не менее важными стали изменения, повышающие прозрачность деятельности обычных кинотеатров (за счет внедрения ЕАИС), а теперь и онлайн-кинотеатров.

Традиционно г-н Сельянов подробно рассказал про борьбу с пиратством, которое должно «занять положенное ему гетто» – в частности, на повестке дня стоит введение уголовных или хотя бы административных мер для лиц, занимающихся видеосъемкой в кинотеатрах.

Благодаря деятельности АПКиТ в последние годы были оптимизированы страховые взносы для анимации – их снизили до тех норм, которые повсеместно приняты в ИТ-индустрии. Поскольку в ИТ есть налоговые льготы, а зарплаты там значительно выше, долгое время туда активно уходили специалисты из анимационных компаний.

Не менее позитивными стали изменения в законе об обязательном экземпляре фильма, сдаваемом в Госфильмофонд.

Сергей Сельянов

Продюсер напомнил и о роли не так давно начавшей функционировать системы рибейтов – возмещения части бюджета, затраченного на съемки в том или ином регионе страны. Рибейты должны стимулировать развитие кинопроизводства и создание новых рабочих мест. В ближайшее время система распространится и на зарубежные компании, чтобы им было проще проводить съемки в России.

– Это не имеет отношения к развитию отечественной кинематографии, но, бесспорно, имеет отношение к развитию страны. Работа с иностранными компаниями повышает квалификацию персонала. Самые лучшие производственные группы там, где снимают американцы, – Таиланд, Марокко, Чехия, Болгария. Мы периодически приглашаем западных специалистов. Они нам задают стандарты производства.

Виктор Будилов рассказал подробнее о программе «Кино России».

– Многие продюсеры начали ездить по России, искать, где есть деньги и рибейты. Могу со своей стороны сказать, что не в деньгах дело. Конечно, когда тебе помогают финансово, это хорошо. Но еще более замечательно - это когда власти помогают все организовать, – заметил он.

По словам г-на Будилова, многие руководители в регионах стараются, чтобы их города выглядели так, будто там снимается кино. Программа «Кино России» создана как раз для взаимовыгодного взаимодействия кинопроизводителей с властями.

Александр Акопов и Виктор Будилов

Александр Акопов рассказал про пиратство и легальные видеосервисы.

– Когда я был молодым журналистом, я брал интервью у великого сыщика Александра Ивановича Гурова. Я спросил его «Когда мы победим преступность?» Он на меня посмотрел внимательно и ответил: «Молодой человек, преступность была в каменном веке и останется, когда мы освоим другие галактики. Но мы можем загнать преступность туда, где она должна находиться». Это то, что сейчас происходит с пиратами по всему миру – они должны быть загнаны в глубокое подполье, а нормальные люди должны безопасно смотреть хорошие фильмы на легальных видеосервисах.

Он заявил, что борьба с нелицензионной продукцией позитивно сказывается на работе легальных видеосервисов, а их рынок сейчас достигает около 100 млн долларов. При этом, по его прогнозам, рынок платных видеосервисов в ближайшее время вырастет в 10–15 раз, тогда как бесплатные видеосервисы, предоставляющие доступ к контенту на основе рекламной модели, за десять лет вырастут раз в 15–20.

– Если сегодня объем телевизионной рекламы составляет в России 4 млрд долларов в год, то скоро половина этой рекламы переедет в интернет, – считает он. – Пиратство будет загнано в угол, а все нормальные зрители будут платить за хорошие вещи деньгами, как платят за газ и за свет.

Владислав Ряшин подчеркнул, что борьба с пиратством сейчас – вопрос международный, потому что домены у большинства таких сайтов расположены за пределами России. Кроме того, порой бороться приходится и с легальными компаниями. Например, поисковики с большим трудом согласились подписать осенью 2018 года антипиратский меморандум, а онлайн-кинотеатры много лет не хотели делиться информацией о количестве просмотров.

Ольга Жукова напомнила присутствующим, что с момента появления нового законодательства было заблокировано более 6 тыс. зеркал пиратских сайтов, а с момента подписания меморандума из поисковиков удалили более миллиона ссылок.

Игорь Толстунов и Родион Павлючик

Про особенности премии АПКиТ рассказал Игорь Толстунов.

– Этот праздник - единственный день в году, когда продюсеры ведут себя точно так, как от них этого ждут. Мы надеваем смокинги, пьем шампанское, а все вокруг думают, что мы ведем себя так каждый день. Это, конечно, красиво, но в реальности мы в болотных сапогах лазаем по съемочным площадкам вместо сотрудников, которые сами не очень хотят лезть в болото, – заметил он.

Для вручения наград членам АПКиТ приходится смотреть все фильмы, которые выходили на экраны в течение года. После этого иногда становится понятно, что «не твои проекты самые лучшие, и другие снимают не хуже». Иными словами, премия «позитивно влияет на манию величия и адекватность» продюсеров. Кроме того, награда вручается самым разным специалистам сферы кино, среди которых и монтажеры, и гримеры, и костюмеры.

Сергей Сельянов на это отметил, что крайне острым остается дефицит кадров во всех этих областях.

– Нет ничего сложнее, чем реформировать систему образования. Мы предлагали купить американскую систему образования, это не дорого. Но тут понеслись разговоры: «Да мы сами сможем! Чего америкосы будут нас учить?!», как из пыльного мешка. А что плохого? Иностранцы уже многому нас научили.

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости