Рецензия на фильм Валерии Гай Германики «Мысленный волк»: Как убежать от волка, если он мысленный?

Оценка: -/-

Режиссер: Валерия Гай Германика. В ролях: Юлия Высоцкая, Лиза Климова, Федор Лавров. Премьера фильма состоялась на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи 11 июня 2019 года в рамках программы основного конкурса.

Молодая женщина с маленьким сыном приезжает из Петербурга в далекую деревню, где живет ее мать. Ей очень нужны деньги, так что, используя грудного ребенка в качестве предлога, она надеется уговорить родительницу продать дом и землю, на котором тот стоит. Но до хутора еще надо дойти – дорога по лесной чаще займет у героинь всю ночь. Женщины не очень-то друг друга любят, но в лесу, по слухам, завелся волк-людоед, так что им придется держаться вместе.

Валерия Гай Германика сняла фильм на стыке философской притчи, хоррора и психоделической сюрреалистической сказки. Все - начиная от антуража вымышленного хутора и заканчивая диалогами персонажей - отдает сказочной неестественностью. «Мысленный волк» производит впечатление то ли «Красной шапочки», то ли «Трех поросят» (особенно, когда перед домом действительно появляется волк, готовый его разрушить), но написанных не детскими сказочниками, а как минимум Пелевиным во времена расцвета его творчества и фантазии. Словно пресловутых грибов откушали сразу и герои, и камера, да и весь окружающий мир в целом.

Разбирать этот фильм – дело неблагодарное, его нужно просто смотреть и пересматривать много раз. С первых же сцен «Мысленный волк» наполнен множеством символов, зачастую переплетенных друг с другом (и, по словам режиссера, никак не связанных с романом Алексея Варламова). Это такие «Поминки по Финнегану» (роман Джойса, который считается одновременно и самым сложным, и самым неудачным), перенесенные на экран – глобальный эксперимент про рождение и смерть, действие которого происходит одновременно и в лесу, и во всей вселенной.

Глубина проработки мифологии в фильме такова, что писать о нем многочисленные профессионалы будут еще очень долго. Писать – и спорить, есть ли в той или иной фразе, сцене, жесте какой-либо глубокий смысл. Это картина-провокация, она может вызвать разговоров не меньше, чем вызвала в свое время «Школа». Только на сей раз эти разговоры будут совсем другого характера. Как и вышеназванный роман Джеймса Джойса считается самым сложным, но одновременно и самым неудачным, так и новый фильм Гай Германики производит подобное впечатление. Гениально? Да. Графомания? Как ни странно, тоже да. Оценить этот фильм стандартной 10-балльной шкалой просто невозможно, он обитает в абсолютно своем измерении.

Павел Соломатин, Сочи, InterMedia

Последние новости