Владимир Мединский рассказал о борьбе с пиратством, статусе национального фильма и упрощении работы с Госфильмофондом

Пресс-конференция, посвященная законодательным инициативам Минкультуры России в сфере кинематографа, состоялась в пресс-центре ТАСС 13 марта 2019 года. В мероприятии приняли участие министр культуры России Владимир Мединский; генеральный директор киностудии «КИТ», продюсер и режиссер Джаник Файзиев; директор кинокомпании «СТВ», продюсер Сергей Сельянов.

Владимир Мединский первым взял слово, отметив, что отечественная киноиндустрия, несмотря на многочисленные кассовые рекорды, заметно страдает от пиратства. Ущерб от незаконного использования кинопродукции достигает 40–70 млрд рублей в год, что сопоставимо со сборами всего кинопроката.

С целью совершенствования антипиратского законодательства Министерство выдвинуло ряд инициатив, чтобы решить три основные проблемы - сократить срок принятия судебного решения по нарушителям; дать возможность правообладателям напрямую обращаться к провайдерам и/или владельцам хостинга с требованием удаления незаконного контента; сократить число анонимных сайтов и ввести перечень информации, которую владелец сайта обязан размещать о себе.

– Мы устранили самых крупных нарушителей, но огромное количество сайтов с пиратским контентом продолжают работать. Во многом это связано с тем, что законодательство не возлагает соответствующей ответственности на поисковые системы. Поисковики отказываются от принятия каких-либо мер, ведущих к блокировке ссылок на нелегальные сайты, – подчеркнул министр.

Вторым по важности направлением работы, призванным поддержать кинопроизводство, Владимир Мединский считает работу кинокомиссий. С рибейтом (механизмом возврата части средств, затраченных на съемки в регионе) уже работают в Калининградской, Ульяновской, Вологодской, Новгородской и Иркутской областях, а также в Пермском крае. Также есть ряд кинокомиссий без рибейта – в Москве, Астраханской и Тульской областях, республике Крым, Карелии, Татарстане и Башкортостане.

Отдельно министр коснулся вопроса определения национального фильма. На сегодняшний день критерии того, какой фильм можно считать национальным, достаточно жесткие и местами избыточные. Так, если фильм снимается в России российским режиссером и с российскими актерами, но его финансирование на четверть китайское – он считается уже не национальным, а китайским. Такую ситуацию Мединский назвал неправильной. Он предлагает сделать приоритетным не финансовый, а творческий вклад - так на существенные налоговые льготы смогут претендовать больше картин.

В завершение своей речи Владимир Мединский описал текущую ситуацию с обязательными экземплярами фильмов для Госфильмофонда. С 2018 года главный киноархив страны начал принимать цифровые копии картин, что значительно облегчило жизнь кинопроизводителей, уже много лет не работающих с пленкой. В ближайшее время также планируется внести изменения, облегчающие сдачу на хранение обязательного экземпляра - будет определено, как именно его можно сдавать и хранить, чтобы было удобно всем участникам процесса.

Сергей Сельянов отметил, что все перечисленные изменения должны оздоровить индустрию.

– Мы все это поддерживаем. Чем выше темпы развития, тем больше надо законодательно обустраивать площадку, – заявил он.

По словам продюсера, еще пять лет назад российское зрительское кино на международных рынках не было представлено вообще – там можно было встретить исключительно авторское и фестивальное.

– Сейчас наше зрительское кино продается в десятки стран мира. Мы же любим, когда иностранцы говорят, что [российское] - это хорошо, тогда мы и сами начинаем в это верить. Бюджеты фильмов растут, а потенциальных зрителей в стране больше не становится, так что нам надо туда двигаться, – сказал он.

Комментируя проблему пиратства, он обратил внимание на развитие гаджетов. По словам г-на Сельянова, долгое время кинематографисты вообще не обращали внимания на «экранки», снимаемые в зале, однако за последние годы их качество сильно выросло, тогда как никакой ответственности за подобную съемку по-прежнему не существует.

– ИТ-индустрия уже согласилась. Еще пять лет назад нам говорили: «как вы смеете посягать, где свобода слова? Чего хочу, то и ворочу». Этой демагогии было очень много. Сейчас все понимают, что [кино] - это энтермеймент, это продукт, – прокомментировал он.

Кроме того, Сергей Сельянов отметил, что, по его оценкам, около 100 млн рублей, затраченных на съемки фильмов, уже вернулись к кинопроизводителям благодаря кинокомиссиям и рибейтам.

Следом слово взял Джаник Файзиев. Он рассказал, что помимо вечного вопроса «где взять денег?» у кинопроизводителей всегда есть проблемы с организацией съемок – получением разрешения, обеспечением безопасности работ, подключения к электричеству, проезда машин и т.д. Кинокомиссии, появившиеся в последние годы – то единое окно, без которого было бы невозможно организовать съемочный процесс в крупном городе.

Кроме того, чтобы дать зрителям разнообразную картинку, кинематографистам зачастую приходится выезжать в разные локации, а тратить средства на экспедиции и поиск мест «на удачу» практически невозможно – в бюджете никогда нет на это денег.

– Если я туда доеду, на что я потом буду снимать? А вдруг у меня не будет там света, какого-нибудь артиста или какой-то техники? – заметил он.

Продюсер отмечает, что кинокомиссии могут быть выгодны и самим регионам. Например, после съемок «Властелина колец» туристический поток в Новую Зеландию значительно увеличился.

Джаник Файзиев рассказал, что его очень расстраивает пиратство. По его словам, если взять любой, даже самый успешный фильм, и прибавить к нему аудиторию, воспользовавшуюся нелицензионной продукцией, то сборы можно увеличить в десятки раз. У успешных российских фильмов бывает до 20 млн скачиваний – это фантастическая цифра, которую пока невозможно монетизировать.

– В советские годы кино было второй по доходности статьей в бюджете страны. У нас есть все шансы, чтобы вернуться к той большой киноиндустрии. Потребность в российском продукте гигантская – она гораздо выше, чем можно себе представить. Если посмотреть рейтинги скачиваний – в первой пятерке всегда есть российские сериалы. Первые два места – дань моде, они постоянно меняются, но вот сама потребность в отечественных сериалах, в художественной продукции огромна, и об этом говорят цифры, – подчеркнул Джаник Файзиев.

Также он рассказал про проблемы с получением статуса национального фильма.

– Данила Козловский снимается в Америке – почему это не наше достояние? Любой международный успех любого нашего человека, работающего в киноиндустрии, – это наше достояние, даже если китайцы или американцы дали на это денег, – заявил он.

По словам Файзиева, многим иностранным инвесторам интересно работать с Россией, потому что у нас есть государственные деньги, снижающие финансовую нагрузку.

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости