Рецензия: книга «Сидни Люмет. Как делается кино» *****

Как делается кино / Сидни Люмет; пер. с англ. Дмитрия Морозова, Ксении Донской. – М.: Манн, Иванов, Фербер, 2018. – 256 с.

Сидни Люмет – один из самых выдающихся и плодовитых голливудских режиссеров. Он снимал в среднем более одного фильма в год и успел создать массу шедевров кинематографа. Среди его работ – «12 разгневанных мужчин», «Телесеть», «Собачий полдень», «Убийство в «Восточном экспрессе»», «Игры дьявола» и другие. За свою жизнь он получил огромное количество номинаций и наград, включая «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля, «Золотой глобус», приз Гильдии кинокритиков и, разумеется, «Оскар».

Выход в свет его мемуаров – это был всего лишь вопрос времени. Скорее, удивительно, что книга, изданная в 1996-м году, получила русскоязычное издание только сейчас.

Впрочем, «Как делается кино» – не совсем мемуары;, по крайней мере, это не мемуары в чистом виде. Книга представляет собой уникальную смесь учебника по режиссуре с личным творческим путем самого ее автора.

«Нет единственно верного или неверного способа ставить фильм. Я пишу лишь о том, как работал я», – говорит Люмет со страниц книги. И действительно, он описывает весь путь создания фильмов четко и последовательно, возможно, даже более подробно, чем требуется в реальности. В конце концов, у Люмета были определенные преференции, скажем, студийные боссы позволяли ему самому делать финальный монтаж своих картин – таких особых условий удостаиваются далеко не все выдающиеся режиссеры. Но Люмет основательно подходит ко всем деталям, которые важны для будущего фильма. Он говорит о создании сценария, работе с актерами и персоналом, искусстве оператора, костюмах и декорациях, свете, цвете, музыке, монтаже… С позиции режиссерского кресла он показывает, как рождается настоящее искусство – из пота и слез, превозмогания себя, денег (порой – больших, порой – не очень). Он рассказывает, как работать в самых сложных условиях - например, в оживленных районах Нью-Йорка или под постоянным давлением студийных боссов. При этом он показывает и самые интимные стороны съемочного процесса, затрагивает особенности взаимоотношений с другими творческими личностями.

При этом в книге нет ни капли нравоучительства и бахвальства. Да, Люмет снял несколько шедевров, но относится к этому, кажется, как к совершенно обыденному результату, которого может добиться любой, кто согласен столько же стараться. Материал излагается дружелюбным тоном и с изрядной долей юмора, а сам его автор производит впечатление человека, который удивительно успешно совмещает в себе предельную этичность, вежливость и учтивость с жестким контролем всего на площадке. Его личность постоянно просачивается со страниц. Это не учебник режиссуры, а мемуары – живая биография с успехами, победами, проблемами и кризисами. В конце концов, в огромном карьере Люмета были и провалы, но режиссер и не думает закрывать на них глаза. Почему некоторые его фильмы не стали успешными? какие ошибки совершал он, а какие - студийные боссы? На все вопросы Люмет старается отвечать, извлекая для себя важные уроки. Жаль, что многие голливудские студийные боссы его уроков до сих пор не усвоили.

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости