Антон Долин представил «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера в Москве

Программа кинопоказов «Ларс фон Триер - в сердце тьмы» прошла в Москве и Санкт-Петербурге с 19 по 30 ноября 2018 года в рамках совместного проекта журнала «Искусство Кино» и «Каро.Арт» «Синематека». Мероприятие объединило ретроспективу работ режиссера и премьеру его нового фильма «Дом, который построил Джек», ставшего едва ли не самой ожидаемой картиной последних 5 лет.

Датский провокатор Ларс фон Триер - один из самых знаменитых и талантливых режиссёров современности, человек, для которого не существует границ дозволенного при создании произведений искусства. Известный своими радикальными взглядами, противоречивыми выходками на глазах у прессы и непростыми отношениями с жюри Каннского кинофестиваля (в 2000 году он получил «Золотую пальмовую ветвь», а в 2011 в результате скандального выступления на пресс-конференции к фильму «Меланхолия» стал персоной нон-грата), Триер создаёт впечатление человека, для которого и сама жизнь - искусство.

Любопытно, что в своей последней работе, он, очевидно хорошо понимая образ, который ему удалось создать, вновь вступает в излюбленную полемику со зрителем, вкладывая в уста главного героя призыв судить творца «не по действиям, но по произведениям».

Такой возможности удостоились и гости события, посетившие ретроспективный кинопоказ режиссера: в программу вошли наиболее неоднозначные и смелые полотна европейского экспериментатора. Все фильмы демонстрировались на языке оригинала с русскими субтитрами.

«Догвилль» (2003) - одна из самых новаторских картин режиссера, первый фильм нереализованной трилогии «США: страна возможностей». Это киноспектакль, запоминающийся своим уникальным визуальным языком, минималистичными эстетическими решениями и радикальными социально-философскими размышлениями; хладнокровная притча о необходимости возмездия и человеческой жестокости, главные роли в которой исполняют Николь Кидман и Пол Беттани.

«Антихрист» (2009) - оммаж Андрею Тарковскому с резкой критикой рациональности, шокирующими, но почти «стерильными» мизансценами, глубиной кадра и утонченным обращеним со светом, дерзкими рассуждениями о природе человеческого и бесчеловечной природе.

«Меланхолия» (2011) - наименее концептуально нагруженная из всех картин-участниц кинопоказа; при этом - невероятно красивая. Это авторское переосмысление жанра «фильм-катастрофа», выполненное в нарочито размеренной и отстранённой манере повествования. На первый взгляд это рассказ о приближающемся конце света, по сути же - масштабное полотно о внутреннем мире человека и индивидуальном кризисе, использующее антураж и эстетику прерафаэлитов, а также актерские таланты Шарлотты Генсбур и Кирстен Данст.

Режиссерская версия «Нимфоманки» (2013) - эротический этюд длинной в 5,5 часов с Шарлоттой Генсбур, Уиллемом Дефо, Стелланом Скарсгордом и Умой Турман в главных ролях. Все, что так свойственно «перу» фон Триера, находит здесь впечатляющее воплощение: диалоговая и эклектичная форма повествования, вплетение сюжетов-отступлений из философии, литературы и искусства, исторические экскурсы и «экспромты», социальная проблематика и яркая художественная форма. Фильм - ироничная издевка над «застывшим», безжизненным рацио и лицемерной моралью современного мира, в которой повествование периодически скатывается в абсурд.

В России режиссерская версия картины не выходила в прокат, так что ретроспектива стала для российских зрителей единственной возможностью увидеть ее на большом экране. Одним из организаторов показа стал кинокритик Антон Долин – он же лично представил картину московской публике в кинотеатре «Каро 11 Октябрь».

Главным событием программы стала российская премьера «Дома, который построил Джек» - с ней Ларс фон Триер триумфально вернулся в Канны в мае 2018 года, и спустя полгода, ее, наконец, получила возможность оценить российская публика.

Действие фильма происходит в 70-е годы в Америке – там орудует серийный убийца. Но перед нами не тривиальная история очередного «американского психопата», а своеобразный фильм-дискурс. В нем автор полемизирует не только со зрителем, но и с самим собой, используя бесконечные отсылки, цитаты и самоцитаты. Кроме того, это своего рода реплика в диалоге с предыдущей работой режиссера - «Нимфоманкой». Женская природа, стихия которой - пульсирующая, жаждущая жизнь и чувственная любовь, сменяется здесь мужской природой силы и власти, а вдвоём они составляют диптих, некий инфернальный дуэт, подобно Дионису и Ариадне. Ницшеанские мотивы, как это ни ожидаемо, в фильме и правда очень сильны. «Воля» объявляется здесь материалом, призванным актуализироваться в произведении искусства. Искусство и эстетика же и есть главные и единственные триггеры персонажа, который видит себя не иначе как подлинным художником, архитектором и создателем. Все это в фильме дополняется смелой иронией, уникальным визуальным воспроизведением «Ада» Данте, прямым цитированием работ Боттичелли и Делакруа, а в конце и слайд-шоу с полсотней произведений искусства, в том числе жемчужин Ренессанса, постимпрессионизма и авангарда.

Анна Стрельчук,InterMedia

Последние новости