Первую версию главной картины XX века увидят на мировой премьере оперы "Для Черного квадрата" только 200 зрителей в Третьяковке

Режиссер оперы пожелал остаться неназванным до премьеры

Пресс-конференция, посвященная премьере оперы «Для Черного квадрата» Ильи Демуцкого, состоялась в пресс-центре ТАСС 8 ноября 2018 года, в день старта продаж билетов на премьерные показы постановки, которые пройдут в Новой Третьяковке на Крымском валу с 27 по 30 ноября.

Участниками брифинга стали генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, композитор Илья Демуцкий, пианистка Катя Сканави и продюсер оперы Виталий Виленский.

- В мире в течение года происходит не больше пяти оперных премьер, - рассказал продюсер. - Эта премьера - совершенно уникальна, никогда в истории искусств не было подобного мультикультурного проекта, где в главной роли столь значимый шедевр мировой живописи - «Черный квадрат» Казимира Малевича, а премьера проходит в действующем музее, да ещё и при активном творческом участии в подготовке проекта журнала GQ и радиостанции Business FM.

Виталий Виленский обратил внимание на афишу спектакля, отразившую сходство формы «Черного квадрата» с появившимся через 100 лет QR-кодом - неужели гениальный художник предвидел информационные достижения грядущего?

Создатели постановки ведут зрителя к началу истории, которая длится уже больше века, и возвращают полотно в пространство театра - ведь впервые публика увидела «Черный квадрат» именно как часть декораций к опере композитора Михаила Матюшина и поэта Алексея Кручёных «Победа над Солнцем», поставленной в 1913 году в Санкт-Петербурге. По замыслу Казимира Малевича, отвечавшего за оформление спектакля, черный квадрат закрывал солнце, а белую окантовку следовало понимать как пробивающиеся из-за него лучи света. По словам Ильи Демуцкого, это уже не первое появление знаменитой картины Казимира Малевича в его творческой жизни.

- Еще на студенческой скамье в консерватории Сан-Франциско я написал маленькую пьесу, которая называлась «Черный квадрат», - рассказал композитор. - Тогда передо мной стояла задача озвучить любую картину, и я выбрал полотно Малевича. Именно это произведение, написанное в качестве дипломной работы, впоследствии вывело на меня американского промоутера Игоря Конюхова, который предложил создать произведение, центральной идеей которого станет победа над Солнцем. К нам примкнула либреттист Ольга Маслова, и мы вместе сочинили эту оперу.

Рассказывая о своем отношении к «Черному квадрату», композитор отметил, что ему нравится это полотно, поскольку оно вызывает крайне разнообразную реакцию людей и позволяет поднимать многочисленные философские вопросы.

- Мое произведение - это некое приношение «Черному квадрату», - сказал композитор. – Это произведение не о нем, хотя тема победы над Солнцем тут присутствует, как и некоторые герои оригинального спектакля.

Примечательно, что «Черный квадрат» Казимира Малевича станет не только героем постановки, но и его главным зрителем. Во всяком случае, именно так рассматривает знаменитое полотно композитор спектакля. Опера «Для Черного квадрата» будет представлена в знаменитом 16-м зале Новой Третьяковки.

- Это самый большой зал Новой Третьяковки, - отметила Зельфира Трегулова. - Как мы обнаружили недавно, он обладает замечательной акустикой. Мы поняли, что того звука, которого добиваются исполнители и композитор, там можно добиться. Смыкание музыки и изобразительного искусства – способ очень мощного воздействия на людей. А в этом спектакле смыкается очень многое – оригинальная, интереснейшая музыка, спектакль, пространство художественного музея и самая правильная и внимательная публика. Я очень надеюсь, что Третьяковская галерея станет идеальной площадкой для мировой премьеры оперы.

Еще одна задача, которую видят перед собой создатели оперы «Для Черного квадрата» - сделать оперное искусство доступным для широкого круга зрителей.

- Сегодня опера в мире приобретает несколько иной вид, - сообщил Виталий Виленский. - Люди начинают все больше посещать оперные спектакли. Мне хочется, чтобы оперное искусство стало доступно и понятно тем людям, которые раньше не обращали на него никакого внимания. Мне хочется, чтобы зрители нашли оперу понятной, интересной.

Участники пресс-конференции, несмотря на настойчивость журналистов, так и не раскрыли интригу с именем режиссера спектакля - он пожелал остаться неназванным до премьеры - это тоже уникальный случай в истории мировой оперы -

В премьере оперы «Для Черного квадрата» примет участие специально подобранная для воплощения спектакля полноценная оперная труппа - 10 солистов ведущих российских театров, камерный хор Intrada под руководством Екатерины Антоненко, а также пианисты Катя Сканави и Владимир Иванов-Ракиевский, которым предстоит играть за целый оркестр. По словам Кати Сканави, это будет интереснейший эксперимент для нее.

- На двух роялях мы часто играем без певцов, но так, чтобы при этом быть оркестром, да еще и когда сам автор выступает дирижером – это очень редкое явление, - сказала пианистка. - Очень ответственно играть музыку живущего композитора, который к тому же будет присутствовать на сцене.

По ее словам, в опере «Для Черного квадрата» очень сильно перемешаны форма и содержание.

- Это было для нас вызовом, эпатажем, провокацией, - призналась Катя. - Но мы как представители классического искусства должны искать новые для себя формы выражения. Это очень важно, ответственно и ценно. С одной стороны, опера идет в народ, но с другой – это будет действо для тонких ценителей.

При этом пианистка отметила, что для того, чтобы оценить качество звучащей в опере музыки, вовсе не нужно обладать специальным музыкальным образованием.

- Мне кажется, что ее будет легко слушать любому человеку, пришедшему в зал, - считает Катя Сканави. - Опера, в которой мы играем роль оркестра, отсылает нас к тому периоду, когда оперы звучали в салонах.

Илья Демуцкий сообщил, что солистов для участия в постановке отбирали по всей стране. Среди них оказались как совсем молодые исполнители, так и достаточно опытные, которые «с теплом отозвались на предложение исполнить новую музыку». При этом медийных звезд в спектакле задействовано не будет. По словам создателей оперы, это связано с тем, что в опере нет как такового главного героя – роли, на которую можно позвать суперзвезду. К тому же привлечение к проекту молодых артистов несет в себе некую образовательную миссию.

10% средств от продажи билетов на оперу «Для Черного квадрата» будут перечислены в фонд «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой и Дины Корзун.

- Я очень рада, что этот проект поможет фонду, - отметила Катя Сканави, являющаяся членом попечительского совета фонда. - Фонд существует благодаря Чулпан Хаматовой и Дине Корзун, и он помогает огромному числу детей. Мы очень рады, что наш проект тоже внесет свой вклад в это доброе дело.

Директор Третьяковской галереи рассказала, что все зрители смогут увидеть оригинальный «Черный квадрат» Малевича, написанный в 1915 году. Правда, на гастроли оперы, которые планируются после московской премьеры, картина не отправится.

- «Черный квадрат» 1915 года экспонируется только в Третьяковке, а второй «Черный квадрат», написанный в 1929 году, выезжает из-за пределов Третьяковски только по особым случаям - например, сейчас он монтируется на выставке «Русский путь», которая откроется 19 ноября в Ватикане, - объяснила Зельфира Трегулова. - Но мы несколько месяцев назад сделали уникальную съемку «Черного квадрата» с использованием новейшей технологии и для гастролей сможем изготовить репродукцию удивительного качества.

Зал Новой Третьяковки, в котором будет представлена постановка, вмещает в себя всего 200 зрителей, соответственно, на четыре премьерных показа будет продано только 800 билетов.

- У нас нет спонсоров, мы ни от кого не зависим, - сказал продюсер. – Наша основная задача – сделать красивый проект, и если благодаря продаже билетов мы выйдем в ноль – это будет прекрасно.

Отдельного упоминания заслуживает время начала спектаклей – с 28 ноября показы оперы «Для Черного квадрата» будут начинаться в 22.00. По словам Зельфиры Трегуловой, это «особенное время, когда все стихает и уходит суета».

- В это время нет необходимости повторять: «отключите мобильные телефоны», музыка слушается особенным образом, и это производит невероятное впечатление, совсем не такое, как музыка, которую приходят слушать в семь вечера, еще не освободившись от груза повседневности, - рассказала директор Третьяковской галереи.

Кроме того, позднее начало спектакля позволит его зрителям спокойно добраться до Новой Третьяковки.

- Все мы люди, нам хочется после работы немного отдохнуть, поужинать, спокойно доехать и запарковаться, - сказал Виталий Виленский.

Участники брифинга выразили благодарность всем журналистам, которые нашли время и пришли на пресс-конференцию.

- Без вас мы никогда не выстроим мостики с нашими зрителями, - сказали они.

Отдельно создатели спектакля поблагодарили своих партнеров:

  • Журнал GQ и лично главного редактора Игоря Гаранина
  • Радиостанцию “Бизнес ФМ” и лично директора по маркетингу и pr Павла Миронова
  • Информационное агентство ТАСС и лично продюсера пресс-центра Марию Груздову
  • Билетное агентство “Пономиналу” и лично генерального директора Михаила Минина
  • Информационное агентство InterMedia и лично главного редактора Евгения Сафронова
  • Музей Бахрушина и лично генерального директора Дмитрия Родионова

Спектакль будет идти в двух отделениях по 35 минут.

Начало первого премьерного спектакля 27 ноября - в 21.00.

Начало премьерных спектаклей 28-30 ноября - в 22.00.

Адрес: Москва, Крымский Вал, 10.

Билеты: https://ponominalu.ru/event/ilya-demuckij

Инстаграм проекта: https://www.instagram.com/bl__sq/

Фото: https://drive.google.com/drive/folders/1xdarec5oXT0ZtkYZHXvP1b-khGq_VfpZ?usp=sharing

Фотограф: Алексей Антоненко, Наташа Польская

Официальное PR-агентство – InterMedia

Для справок: pr@intermedia.ru

+ 7 (495) 638-5543, +7 (967) 103-8176 (Наталья Ломова)

Творческая группа оперы "Черный квадрат"

Последние новости