Рецензия: Mozee Montana - «Flashback» ***

2018, «Союз Мьюзик»

Недавний невероятный расцвет в России рэп-жанра, которому нипочём даже возникающие время от времени попытки его запретить, до сих пор был сугубо мужской историей. Девушки тоже пытались читать рэп, но у них получалось так себе: в их исполнении сексистские строки выглядят как-то неуместно, как и шутки про парней, и заявление о своём превосходстве над другими рэпершами. Превосходстве в чём? Чем могут помериться рэперы, сразу понятно: много чем; в рэперши? При этом отсутствие в жанре ярких девушек многих беспокоило, особенно продюсеров. Понятно же, что в отсутствие конкуренции любая рэперша, предложившая достойный и интересный продукт, сразу становилась бы «первой на трассе». Дело за малым - найти этот интересный продукт и его авторшу-исполнительницу.

За малым ли? Попытки то и дело предпринимаются, но однозначно удачного результата пока нет. В начале 2018 года лейбл «Союз Мьюзик» попытался выдвинуть на «свободную вакансию» кандидатуру Маши Химы, но её альбом оказался неудачным. Звукозаписывающая компания продолжила поиск и нашла Алину Мкртчян, которая под именем Mozee Montana полгода назад издала на другом лейбле альбом «Молодая легенда». Столь частый выпуск пластинок не должен смущать - ведь «Легенда» суперхитом не стала, а место главной рэп-девушки по-прежнему пустует, так что нужно торопиться его занять. Так появился «Flashback».

Этот диск - конечно, ещё не заявка на лидерство в жанре, но хроника усилий нащупать пути достижения этой цели. Кое-что нащупано правильно, что-то определённо будет лишним. К явным плюсам можно отнести интересный и запоминающийся тембр Mozee, довольно крепкие мелодии, а также решение не только речитативить, но и петь. К явным минусам, на мой взгляд, относится использование ненормативной лексики. Тут подход очень простой: если это режет слух, значит, это не нужно. К рэперам мужского пола тоже относится, кстати: когда человек матерится много и неумело, это не круто. В случае с девушками критерий ужесточается - им, честно говоря, вообще лучше обходиться без мата: слов в языке и без того достаточно, а душевную экспрессию можно выразить другими средствами, которых у женщин априори больше, чем у мужчин.

Ну, и тематика текстов. Mozee Montana, похоже, нащупала пару направлений, в которых женский рэп не выглядит смешным или глупым, а даже имеет коммерческие перспективы. Во-первых, это какие-то личные переживания и воспоминания об отношениях: тут бывает довольно сложно не свалиться в ругань или браваду, но Алине в целом удаётся удержаться. Второе направление - рассказы о наркотиках, причём не от первого лица, а как бы со стороны осуждающего свидетеля: «Всё твоё общение — это вместе накидаться. Можешь быть душевным, только забивая нос. Что ни выходные, у тебя интоксикация, и меня давно уже бесит этот симбиоз»; «Ведь мама соседки по лестничной клетке сидит на игле, е-е. Опалённые ложки, сиги и иголки, но денег на учебу нет, клади зубы на полку. Снова чеки в косметичке, таблетки под диваном, всё смешно и необычно, если бы не с твоей мамой». Mozee Montana не исповедуется и не бравирует, она «поднимает острую тему» - и с таким подходом вполне может ожидать приглашения стать участницей какой-нибудь федеральной программы по борьбе с наркоманией.

Алексей Мажаев, InterMedia

InterMedia предупреждает: альбом содержит ненормативную лексику.

Последние новости