Рецензия: «Мотылек». Вид сбоку ***

Режиссер: Михаэль Ноер. В ролях: Чарли Ханнэм, Рами Малек и другие. В России фильм выходит в широкий прокат 27 сентября 2018 года.

Фильм основан на одноименном биографическом романе. Анри Шарьер по прозвощу Мотылек в двадцать пять лет был обвинен в убийстве и приговорен к заключению. Но и на каторге во Французской Гвиане он не лишается жизнелюбия и надежды, всеми силами стремясь вырваться на свободу.

Это уже вторая экранизация романа. Первая вышла в 1973 году и приобрела для многих культовый статус. Главные роли тогда исполнили Стив МакКуин и Дастин Хоффман. Однако ни старый «Мотылек», ни новый не являются дословными экранизациями книги. Отличий в них масса, материала хватило бы на сезон какого-нибудь сериала, но главное – реальный мошенник Луи Дега (в старом фильме его сыграл Дастин Хоффман, в новом – Рами Малек) был в книге лишь второстепенным персонажем, тогда как в обоих фильмах присутствует история их удивительной дружбы. Да и знаменитый побег с острова Дьявола на мешке кокосов был лишь одним из множества (около десятка) попыток побега главного героя, на котором его приключения не закончились.

При таком количестве отличий, авторы все же так и не попытались снять что-то свое, видимо, испугавшись, что взрослая аудитория, не знакомая с книгой, просто не узнает фильм, если его события будут сильно отличаться, поэтому вместо экранизации романа у них получился ремейк картины 1973-го года с незначительными отличиями. Ремейк значительно уступает оригиналу, хотя явно пытается на него равняться. Знакомые персонажи, знакомые события, приведено почти все, хотя порой сцены и диалоги переставлены местами, словно авторы нового сценария просто разрезали старый фильм ножницами, положили в большой мешок и хорошенько там потрясли.

В результате степень драматического накала нового «Мотылька» оказывается заметно ниже. Оригинальная картина обогатила мировой кинематограф не только очередной гуманистической историей о воле к жизни в беспощадных условиях. «Вы обвиняетесь в том, что напрасно прожили жизнь», – говорит Мотыльку во сне судья в старом фильме. «Виновен», – отвечает он. И мы понимаем, что он и правда изменится, если вернется на свободу. Ничего подобного в ремейке нет – Мотылек хочет сбежать просто потому, что хочет сбежать. Луи Дега хочет остаться просто потому, что хочет остаться. Столь удивительного перевоплощения героев здесь уже не происходит.

Впрочем, если абстрагироваться от многочисленных (и неизбежных!) сравнений, новый «Мотылек» оказывается не так уж плох. Чарли Ханнэм и Рами Малек удивительно точно сумели вписаться в свои образы, а за счет раскрытой предыстории главному герою порой сопереживаешь ничуть не меньше, чем ему же в исполнении Стива МакКуина. Рами Малек и вовсе уже доказал свое умение перевоплощаться (и, надеемся, еще раз докажет его в «Богемской рапсодии»), так что сомнений на его счет никаких – актеру удалось придать новых граней своему персонажу.

Красивые и просто экзотические локации удачно обрамляет историю, происходящую где-то в глубинах Гвианы, среди лесов и дикарей, которыми порой оказываются с виду цивилизованные европейцы. Фильм стал более попсовым, но вместе с тем и более динамичным, зрелищным. Стало больше крови и сцен жестокости, но, как ни странно, они пугают не так сильно, как это делал оригинал, где вместо крови был явный кетчуп, но зато постоянно присутствовало нешуточное психологическое давление на персонажей. Впрочем, смотреть ремейк куда легче, чем оригинал - не сложнее, чем любую современную оскаровскую драму.

Остается лишь непонятным, на какую аудиторию рассчитан новый «Мотылек». Поклонники классической версии, скорее всего, обвинят его в недостаточно раскрытых темах и поднятых проблемах. В то же время молодые зрители, желающие посмотреть современное кино со звездным актерским составом, вряд ли выдержат более двух часов хронометража. Надеемся лишь, что своего зрителя эта картина все же найдет.

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости