Сергей Шустицкий на «Славянском базаре»: «Накануне своей гибели Валерий Халилов явился мне во сне»

Пресс-конференция композитора и телеведущего Сергея Шустицкого состоялась в рамках фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» 11 июля 2018 года.

О ПОЗЫВНЫХ «СЛАВЯНСКОГО БАЗАРА»

- Идея соединить три темы – русскую, украинскую и белорусскую – принадлежит не мне (я даже не знаю, кому). В 1998 году, когда я был свободен от «Дневников «Славянского базара»», их написали, но первый вариант не устроил организаторов. Через год я всё переделал, и в таком виде они звучат до сих пор. Если бы мне платили хотя бы копеечку с каждого их исполнения, я бы сейчас был в полном порядке.

О КОЛИЧЕСТВЕ АМПЛУА ШУСТИЦКОГО НА ФЕСТИВАЛЕ

- Ведение фестивальных дневников позволяли мне быть одновременно в пяти местах. Если я куда-то не успевал, то посылал свою камеру. Но сейчас я далеко не везде успеваю. Я написал позывные, вёл «Звездные жюри», вёл фестиваль, был в жюри детского конкурса. Я был свидетелем зарождения и умирания многих фестивалей. Это всегда печально, но «Славянский базар», к счастью, жив до сих пор.

О РАННИХ «СЛАВЯНСКИХ БАЗАРАХ»

- Они были более семейными. Все артисты собирались в одном ресторане, не хватало посуды. Я помню, как лично искал вилочку для Филиппа Киркорова. Сейчас собрать всех вместе в одном месте невозможно физически. Но той атмосферы мне не хватает.

О БЕРЛИНЕ

- Я уехал из Германии, когда мне было 7 лет. Два языка учил одновременно. Жалею, что не закрепил эти знания. Но когда бываю в Германии, у меня из подкорки всплывают не просто немецкие и фразы, но и целые абзацы.

О МАЛОЙ РОДИНЕ

- Могу назвать малой родиной Ленинград. Когда возвращались на родину, нам предложили любой город, кроме Москвы. Папа растерялся, спросил у меня, и я выбрал Ленинград. Там я сам захотел жить в интернате. Проучился четыре года, и со всеми одноклассниками, кто остался в живых, я до сих пор поддерживаю отношения.

О ТВОРЧЕСКОМ ДЕТСТВЕ

- В день моего появления на свет папа купил мне кинокамеру. То есть я уже родился с камерой в руках. Потом рос за кулисами. В детстве ставил спектакль «Три сестры», который не имел никакого отношения к Чехову. Пытались поставить «Снегурочку». В Мариинке я подсмотрел, как Снегурочка тает, и вырыл для этого яму. Но на следующий день кто-то из соседей в неё упал, и пришлось зарывать.

О ГИБЕЛИ ВАЛЕРИЯ ХАЛИЛОВА

- Это был страшный день. Накануне его гибели я был в клубе Виторгана, где Феликс Царикати потрясающе спел «Поклонимся великим тем годам», для которой я делал первую аранжировку. Я пожалел, что до сих пор не позвонил Халилову и поклялся это сделать на следующий день. Ночью мне приснился Валерий Халилов, которому я передал клавир своей песни. Проснулся от звонка, и мне сообщили, что Халилов погиб. Не знаю, что это было, но я чувствовал свою связь с этим человеком.

ЧТО САМОЕ ТРУДНОЕ В ЕГО ПРОЕКТАХ?

- Найти спонсора. Ребята, если у вас есть кандидаты, я буду очень благодарен. На сайте «Планета» мы запустили краудфандинговую акцию. Собрали 154.000, а надо полтора миллиона.

О ТАИЛАНДЕ

- Я там был 39 раз. Не верьте тому, что пишут о моём пребывании там в жёлтой прессе! Я учу их язык. Когда я на нём говорю, меня принимают за тайца. Страна приветливая, красивая, вкусная и добрая до невозможности. Я дружу со многими тайцами, в том числе – и с тайскими красотками.

О ХОРОШЕЙ ВНЕШНЕЙ ФОРМЕ

- Ничего специально для этого не делаю. Просто я никому не завидую, и искренне радуюсь удачам других. А это же всё отражается на лице.

О БЕЛОРУССКОЙ КУХНЕ

- Я люблю драники. Правда, меня раздражает, что в белорусских ресторанах всё с майонезом. Я его обожаю, не могу отказаться и в результате приезжаю домой поправившимся на три килограмма.

О МУЗЫКУАЛЬНОМ ОФОРМЛЕНИИ ФИЛЬМА «РАЙ» АНДРЕЯ КОНЧАЛОВСКОГО

- Я безумно горжусь этой работой. Андрей Сергеевич – непростой, со всякими тараканами в голове. Но я его очень люблю, потому что у него нет двух одинаковых фильмов. Когда готовился фильм «Рай», я лежал под наркозом на операции. В этот период мне позвонил Кончаловский и попросил соединить для фильма еврейскую молитву и музыку Брамса. Механически это было сделать нереально, а мне удалось. Формально там нет ни одной моей ноты. Но я проделал ювелирную работу и соединил несоединимое. В фильме её поёт мальчик и кантор, но я иногда наглею и исполняю это сам.

О ЯРКОЙ ИСТОРИИ НА «СЛАВЯНСКОМ БАЗАРЕ»

- Когда был концерт «Добрые приметы лета», в моём тексте ведущего было написано: «Когда падает звезда, я загадываю желание…» Узнав, что я так его буду представлять, Басков возразил: «Я падать не собираюсь». И буквально через пять шагов действительно упал.

Денис Ступников, InterMedia

Фото: Евгений Николаев

Последние новости