Рецензия на книгу: Юлия Самойлова - «Обычная необычная история» ***

2018, издательство «Эксмо»

Пиар-подготовка Юлии Самойловой к «Евровидению-2018» была столь же неудачной, как и последующее выступление на конкурсе. Песню раскручивали очень вяло, в Лиссабон певицу отправляли с какими-то жалостливыми интонациями — которых наше общество так и не научилось избегать, заводя речь об инвалидах. Автобиографическую книгу Юлии тоже выпустили не совсем вовремя — уже после возвращения Самойловой с конкурса. А ведь «Евровидение» - такое явление, которое забывается дня через три. Если бы выступление российской конкурсантки стало более успешным, книга пришлась бы кстати. Но Юлия Самойлова даже не вышла из полуфинала, так что хайпа никакого не получилось.

Выпускать эту автобиографию нужно было недели за две-три до конкурса. Тогда бы и отношение российской публике к нашей представительнице на «Евровидении-2018» стало бы более внятным. По факту оно представляло собой смесь жалости и раздражения — все эти «неужели больше некого отправить» и «Юля выглядит жертвой политических игрищ больших дядей» звучали сначала глухо, а потом и довольно громко. При этом саму Юлю никто толком не знал, да и особо не спрашивал. Её книга, появись она вовремя, многое расставила бы по своим местам.

Прежде всего это очень мощное высказывание от лица человека с ограниченными возможностями. Из-за спинальной мышечной атрофии Юля с детства не может ходить, что не мешает ей полноценно радоваться жизни. Самойлова описывает свои ребячьи забавы, и тут читатель может забыть про её коляску. Быт и люди, впрочем, часто напоминают Юле о её «особом» статусе, но она научилась реагировать на это без гнева, а порой даже с иронией. У Самойловой с детства очень широкий круг общения, причём отнюдь не только по интернету, но и «в реале». Недуг никак не мешал ей заводить друзей и целоваться с мальчиками. Почти каждая из трёхсот страниц этой книги говорит о том, что люди с ограниченными возможностями не нуждаются в жалости — хотя нуждаются в помощи: втащить коляску по лестнице они самостоятельно не могут, но для Юлии это не трагедия, а всего лишь неудобство.

Большая часть книги посвящена юности певицы, разговорам с друзьями, романчикам, девичьим мечтам, попыткам сделать музыкальную карьеру. Всё это больше напоминает не мемуары, а тинейджерский дневник — сколь циничный, столь и романтичный. Вообще в процессе чтения порой возникает ощущение, что Юле сейчас не 29, а до сих пор максимум лет 19. Возможно, именно это детское отношение к жизни и позволяет ей добиваться невозможного — ведь сама поездка на «Евровидение» в этой истории по-прежнему выглядит каким-то волшебным финалом.

Иногда Юлия Самойлова ненавязчиво напоминает читателю, что вообще-то ей гораздо сложнее, чем «обычным» артистам. Так, после успеха в телешоу «Фактор А», когда профессиональная музыкальная карьера стала налаживаться, начала прогрессировать болезнь, и пришлось делать в Финляндии сложную операцию на позвоночнике — со всеми вытекающими последствиями вроде сбора средств и тяжёлого восстановления. Юля не без чёрного юмора пишет о том, что врачи с детства прогнозировали ей раннюю смерть, да и сейчас не слишком прибавили в оптимизме по поводу состояния её здоровья. Но «на печи лежать и смерти ждать» - это совершенно не про Самойлову. Своё «Евровидение» она уже выиграла — прочитав её книгу, это поймут и самые яростные критики выступления Юлии в Лиссабоне.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости