Защита интеллектуальной собственности американцев - главный приоритет администрации Трампа

Очередной Спецотчет-301 (Special 301 Report) опубликован торговым представителем США (United States Trade Representative) 27 апреля 2018 года. В документе названы страны, которые неэффективно обеспечивают соблюдение прав американских владельцев интеллектуальной собственности (ИС).

- Идеи и креативность американских предпринимателей подпитывают экономический рост и обеспечивают работу миллионам трудолюбивых американцев, - сказал, представляя документ, торговый представитель США Роберт Лайтхайзер (на фото). - Этот отчет посылает однозначный сигнал нашим торговым партнерам о том, что защита прав интеллектуальной собственности американцев является главным приоритетом администрации Трампа.

По оценкам правительства США, интеллектуальная собственность и связанные с ней отрасли промышленности прямо и косвенно поддерживают 45,5 миллионов американских рабочих мест, что составляет около 30% всех рабочих мест в Соединенных Штатах.

Главное внимание в 301 отчете 2018 года уделяется 36 странам, попавшим в “Список приоритетного наблюдения” (Priority Watch List) и “Список наблюдения” (Watch List). Страны, включенные в "Список приоритетного наблюдения", вызывают наиболее серьезную озабоченность по поводу неадекватной или неэффективной правовой охраны, а также правоприменения по охране ИС или действий, которые иным образом ограничивают доступ на рынки для лиц, полагающихся на охрану ИС.

В “Список приоритетного наблюдения” включены 12 стран: Алжир, Аргентина, Венесуэла, Индия, Индонезия, Канада, Китай, Колумбия, Кувейт, Россия, Украина и Чили (Китай находится в “Списке приоритетного наблюдения” четырнадцатый год подряд). Среди основных препятствий, возникающих на пути эффективной защиты прав ИС, эксперты выделяют следующие: нарушение коммерческой тайны, воровство, разгул пиратства в интернете и контрафактное производство. Обеспокоенность вызывает охрана ИС, связанная с фармацевтическими препаратами, недостаточная защита авторских прав, недостаточная транспарентность в отношении охраны географических названий.

В “Список наблюдения” попали 24 страны: Барбадос, Боливия, Бразилия, Коста-Рика, Доминиканская Республика, Эквадор, Египет, Греция, Гватемала, Ямайка, Ливан, Мексика, Пакистан, Перу, Румыния, Саудовская Аравия, Швейцария, Таджикистан, Таиланд, Турция, Туркмения, Объединенные Арабские Эмираты, Узбекистан и Вьетнам.

В отчете 2017 г. присутствуют оба торговых партнера США, имеющих с ними сухопутную границу - Мексика и Канада. В этом году понижен рейтинг Канады - она перемещена из “Списка наблюдения” в “Список приоритетного наблюдения” за “неспособность добиться прогресса в преодолении главных проблем в области защиты ИС”. К их числу относятся низкий уровень соблюдения пограничных правил в целом и, в частности, отсутствие таможенных органов для проверки или задержания предполагаемых контрафактных или пиратских товаров”.

В “Список наблюдения” также включены  Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Соединенные Штаты обеспокоены недавним ухудшением состояния охраны в Саудовской Аравии интеллектуальной собственности на фармацевтические продукты, а также использованием в этой стране нелицензионного программного обеспечения.

В отчете отмечается, что в 2017 году Россия “предприняла ряд позитивных шагов”, однако общая ситуация в области ИС остается крайне сложной. Проблемы в области охраны и защиты ИС в России включают продолжающееся нарушение авторских прав и подделку товарных знаков. В частности, Соединенные Штаты по-прежнему обеспокоены сообщениями неназванных “заинтересованных сторон” о том, что количество наказаний за преступления в области интеллектуальной собственности (ИС) продолжало в целом снижаться в 2017 году, продолжая снижение в предыдущие годы. Объем контрафактной продукции, ввозимой из-за рубежа, продолжал расти, а российские правоохранительные органы по-прежнему испытывали “нехватку кадров, опыта и политической воли” для борьбы с преступлениями в области ИС.

Отсутствие органов, специализирующихся на преступлениях в области интеллектуальной собственности, приводят к постоянному снижению количества рейдов. Как следствие, отмечается в отчете, меньше возбуждается уголовных дел и выносится обвинительных приговоров. Обременительные процессуальные требования ограничивают способность правообладателей возбуждать гражданские иски, которые усугубляются для иностранных правообладателей жесткими требованиями к документации - такими, в частности, как определение корпоративного статуса.

В России, как отмечается в отчете, продолжают размещаться сайты, способствующие онлайн-пиратству. Уже упомянутые “заинтересованные стороны” сообщают о значительном уровне пиратства в видеоиграх, музыке, фильмах, книгах, журнальных статьях и телевизионных программах. Законодательство России позволяет правообладателям обращаться в суд для защиты своих законных интересов. Однако на практике не предпринимается никаких шагов для того, чтобы решить первопричину проблемы, а именно — провести расследование и добиться судебного преследования владельцев крупных коммерческих сайтов, продающих пиратские материалы, в том числе программное обеспечение. Кроме того, “заинтересованные стороны” сообщают о 300-процентном (с 2015 года) росте интенсивности “камкординга” - несанкционированной съёмки фильмов в кинотеатрах для их дальнейшего распространения через нелегальные интернет-сервисы. Эти проблемы негативно сказываются, в частности, на независимых производителях и дистрибьюторах, большая часть которых - малые и средние предприятия.

Россия, как говорится в отчете, является благодарным рынком для контрафактных товаров, поступающих из Китая через Азербайджан, Казахстан, Киргизию. Отдельно отмечается недостаточность мер против торговли контрафактной продукцией в интернете, в том числе продажи одежды обуви, спортивных товаров, фармацевтических изделий и электронных устройств.

Соединенные Штаты также обеспокоены выполнением Россией обязательств, взятых ею на себя перед ВТО в отношении защиты от недобросовестного коммерческого использования, результатов испытаний или других данных, необходимых для получения разрешения на сбыт фармацевтической продукции. Участники сообщают, что Россия подрывает защиту нераскрытой информации, и Соединенные Штаты призывают Россию “предпринять меры, соответствующие международным нормам прозрачности и справедливости”. Соединенные Штаты продолжают следить за прогрессом России в этих и других вопросах по соответствующим каналам.

Последние новости