Рецензия: «Не в себе». Как испугать зрителя с помощью айфона *****

Режиссер: Стивен Содерберг. В ролях: Клер Фой, Джошуа Леонард, Эми Ирвинг, Джуно Темпл. В широкий прокат фильм выходит в России 29 марта 2018 года.

Девушка Сойер Валентини покидает родной город, чтобы сбежать от проблем прошлого и найти новую работу. Она записывается в группу поддержки жертв преследователей, однако это приводит к тому, что ее против воли помещают в психиатрическое учреждение. Оставшись почти без связи с внешним миром, она сталкивается со своими самыми большими страхами.

Называть «Не в себе» возвращением Содерберга к жанровому кино – значит сильно слукавить. Режиссер снял очень необычный и в первую очередь авторский триллер.

Изрядная доля особенностей картины обусловлена манерой съемки. Фильм полностью снят на камеру iPhone 7 Plus. В нем много крупных планов, почти нет дальних, а герои половину времени говорят, глядя прямо в объектив, словно записывая сториз в инстаграме или видео в Snapchat. Пристальные взгляды, направленные прямо на зрителя (что не принято в современном кинематографе) во время самых напряженных моментов, здорово заставляют поежиться в кресле.

Хотя эксперимент с айфоном явно волнует Содерберга больше нарратива, история у него тоже получилась захватывающая и необычная. Это не типичный триллер про заключение в психиатрической клинике (мало мы таких видели что ли?). «Не в себе» – это фильм сразу обо всем. Это частная история о преследователе и жертве, глобальная – о проблемах доверия к людям, отношения к жертвам насилия и домогательств. Ловко, словно афера Оушена, здесь переплетаются общественные проблемы махинаций с медицинскими страховками и глубокие переживания – о страхе остаться наедине со своим обидчиком, о страхе быть не услышанным, по-настоящему сойти с ума; а также с масштабным, почти что политическим высказыванием о невозможности борьбы с враждебно настроенной системой изнутри самой этой системы.

В «Не в себе» айфон играет даже большую роль, чем обычно отводится камере. За счет постоянных крупных планов он словно сужает окружающий мир до размеров личного пространства главной героини, в которое постоянно вторгаются чужаки. Во время просмотра это вызывает дискомфорт, близкий к клаустрофобии.

На протяжении всего хронометража «Не в себе» даже не пытается пугать зрителя стандартными приемами из триллеров или фильмов ужасов о принудительном лечении. Но за счет грамотных новаторских подходов из него все равно выходит страшная и остросоциальная картина, которая умудряется держать в напряжении все полтора часа.

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости