Рецензия: «Матильда». Наши скрепы по-голливудски ****

Пресс-показ фильма «Матильда» состоялся 24 октября 2017 года в кинотеатре «Каро Октябрь». Режиссер: Алексей Учитель. В ролях: Михалина Ольшанска, Ларс Айдингер, Луиза Вольфрам, Данила Козловский, Ингеборга Дапкунайте, Сергей Гармаш. В широкий прокат фильм выходит в России 26 октября 2017 года.

«Матильда» - история романа выдающейся балерины императорского театра Матильды Кшесинской и наследника российского престола Николая Романова. Фантастическая любовь, которая была способна изменить ход истории, но вынуждена была разбиться о кровные условности и монарший долг.

Как это ни покажется странным после многочисленных скандалов, которые сопровождали «Матильду», но фильм этот именно о юной балерине и ее любовных страданиях, а не о Николае Романове. Николая здесь нет совсем, зато вместо него есть Ники – молодой цесаревич, наследник царского престола. Он пока не понимает, что любить – это то единственное, что не может себе позволить будущий правитель. Ему пока далеко до коронации, до трагедии на Ходынке, до провальной русско-японской войны, до революции, до расстрела и канонизации в лике страстотерпца. А до любимой близко. И сделать выбор между личным счастьем и соблюдением дворцовых условностей сложно, как никогда.

Фильм не просто никак не позорит память Николая II, в чем его обвиняли противники - он раскрывает все те противоречия, которые этому человеку пришлось пройти, чтобы стать тем, кем мы его и запомнили – последним российским императором, примерным мужем и отцом, смиренным и набожным христианином. При этом все слабости Николая, о которых мы тоже знаем (охота на бродячих кошек, отмеченная в дневниках; признание собственной власти безграничной и стоящей выше законов; политика, приведшая к революции), тщательно игнорируются. Все же перед нами мелодрама, а не документальное кино, ее герои должны быть симпатичны зрителю. И такой нескладный, сомневающийся, влюбленный Ники, каким он предстает в «Матильде», несомненно, симпатичен.

Больше всего из-за окружающих конфликтов было опасений, что сам по себе фильм окажется пустышкой, проходным и откровенно средним российским фильмом. Но «Матильда» не такая. В ней отражены все традиционные семейные и православные ценности, но снята она по-голливудски красиво, словно это мультфильм от Disney. Ярко, красочно, хоть местами и пригламуренно. Даже сцена с отрывающейся бретелькой и оголенной грудью Матильды во время выступления не смотрится пошло и вульгарно, как казалось после трейлера, а в контексте всего эпизода лишь воздает должное русскому балету.

Православные активисты в качестве правильного и духовного российского фильма часто приводят в пример «Викинга». Но именно в сравнении с «Викингом» особенно хорошо видно, насколько же «Матильда» – нравственное кино. После просмотра диву даешься, как активисты нашли в нем что-то крамольное, заслуживающее запрета и всех тех скандалов, что длятся уже несколько месяцев.

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости