Голливудские студии могут лишиться прав на супергероев

Основатель компании Rearden LLC Стив Перлман подал в суд на Disney, Fox и Paramount. Он заявил, что является создателем технологии, позволяющей распознавать разные выражения лиц и создавать фотореалистичные компьютерные эффекты, и что эта технология была похищена у него бывшим коллегой. Перлман выиграл суд над экс-коллегой и его компанией и теперь принялся за клиентов фирмы, в числе которых оказались и вышеупомянутые киностудии.

В ответ на обвинения компании заявили, что все обвинения в нарушении авторских прав заведомо терпят крах — ведь даже при использовании украденной технологии конечный продукт является в большей степени результатом человеческого труда, а следовательно, разработчик технологии не может иметь прав на уже созданные произведения.

Представитель Rearden Стив Берман пытается оспорить эту логику, обращаясь к делу 2001 года «Torah Soft против Дроснина». Дело касалось двух научных сотрудников, использовавших передовые технологии для того, чтобы разгадать «скрытые послания» в Торе, где описываются будущие события. Один из учёных, Йоханан Спилберг, загрузил Тору в базу данных и написал специальный код для ускорения работы, а другой, Майкл Дроснин, заказал копию программного обеспечения, использовал технологию и опубликовал часть результатов в матричной форме в книге «Код Библии» («The Bible Code»), которая стала бестселлером. Спилберг подал на него в суд за нарушение авторских прав, и судья признал вклад Дроснина в конечный продукт «крайне незначительным» ввиду отсутствия какого-либо «креативного процесса», провозгласив автором матриц истца и его компанию.

По мнению Бермана, данное дело аналогично иску Rearden, поскольку технология его клиента выполняет «львиную долю» операций, необходимых для создания конечного продукта. Студии в ответ указывают на участие в процессе таких «критически важных» креативных элементов, как режиссёры и актёры фильмов, однако Берман отказывается приравнивать создание персонажей при помощи компьютерной графики к написанию книг в текстовом редакторе Word или творческому процессу художников, которые творят, используя Adobe Photoshop.

- Система MOVA Contour берёт за исходник двухмерные изображения с камеры, после чего программа синтезирует их в трёхмерный продукт с искусностью и мастерством, основанных на креативных решениях её программистов и отражённых в запатентованных командах ПО, — говорится в заявлении Rearden.

Берман отмечает, что режиссёр может считаться автором актёрского исполнения, однако не в том случае, когда используются специальные технологии — так, например, при использовании MOVA Contour у пользователя нет возможности выбирать углы съёмки, он вынужден подчиняться алгоритму программы. Другими словами, адвокат заявляет, что креативный процесс режиссёра при использовании MOVA Contour ограничен теми художественными средствами, которые заложил в программу её создатель — а следовательно, конечный продукт является результатом автоматизированного процесса и не может считаться собственностью режиссёра.

Как отмечает The Hollywood Reporter, у студий ещё есть шанс привести ответные аргументы до того момента, как судья вынесет окончательное решение. Дата слушания пока не сообщается.

Последние новости