Colisium 2017: «Рост рынка есть, но если есть рост, то кризис неминуем»

Десятая конференция Colisium Moscow Music Conference прошла с 14 по 17 сентября 2017 года в кинотеатре «Октябрь» на Новом Арбате.

Главным событием первого дня конференции стал доклад о последних трендах развития творческих индустрий, подготовленный информационным агентством InterMedia. Подробности - по ссылке.

Главными темами второго дня конференции стали: взаимодействие артистов с рекорд-лейблами и продюсерскими центрами, издание музыки, менеджмент артиста, секреты продвижения спектаклей и аншлаги в театрах, билетные системы и платформы, страхование, а также прогноз развития концертного рынка. Спикеры провели сопоставление европейского, азиатского, американского и российского музыкальных рынков, рассмотрели отрицательные бизнес-модели в музыкальной индустрии, обсудили проблемы с дебиторской задолженностью и пришли к выводу, что специалист – это основной дефицит музыкальной индустрии.

Второй день начался с обсуждения вопроса, нужно ли популярным артистам работать в тесном контакте с лейблом? Музыкант и телеведущий Александр Пушной отметил, что «артисту необходимо делегировать часть забот профессионалам». Советник художественного руководителя «Электротеатра Станиславский» Александр Цыпкин поделился своими секретами и рассказал, как можно собирать аншлаги на концертах:

- Крайне важна афиша. У меня были примеры, когда стандартная афиша без креатива снижала продажи на 70%. Настало время живых людей, поэтому сейчас работают только интересные, необычные посты. Кроме того, если на площадке есть буфет и алкоголь, то дело сразу идет лучше… Мы всегда берем зал меньше, чем нужно - это обеспечивает аншлаг. Лучше недооценить спрос… Начинать нужно позже: лучше в 22.00, чем в 19.00. Не стоит проводить мероприятия в ДК, лучше дождаться качественной площадки…

Президент Фонда развития музыкального искусства Фабио Мастранджело сопоставил европейский, азиатский, американский и российский музыкальный рынок, отметив, что «в России - высочайший музыкальный уровень. В нашей стране мы имеем 6 или 7 коллективов мирового уровня». Г-н Мастранджело также заявил, что «в Японии, при всей точности работы оркестров, эмоциональная составляющая в творчестве отсутствует. Китайские музыканты вызывают восхищение: там работают пианистки высочайшего уровня, похожие на стриптизерш, а в Италии, если ты посмотрел на скрипачку во время репетиции, то ты извращенец».

Важной темой второго дня стало развитие концертного рынка: генеральный директор SAV Entertainment Владимир Зубицкий, сооснователь Pop Farm Дмитрий Зарецкий, управляющий партнёр «Главклуб Green Concert» Михаил Евграфов, генеральный директор TCI Эдуард Ратников и генеральный директор Eventation Сергей Мурадов рассказали о прогнозах того, каким будет концертный рынок в ближайшие 2-3 года. Так, Владимир Зубицкий отметил, что «экономическая ситуация на российском рынке достаточно сложная», однако Эдуард Ратников видит в этом положительные стороны:

- На сегодняшний день что-то интересное произошло с миром: рынок падает, а доходы растут. Сейчас стала заметна роль молодой публики, которая появилась после демографического провала и, наконец, стала ходить на концерты. В эпоху цифровых гаджетов место их встреч - социальные сети. Они приходят на концерт, а после него быстро перекидывают друг другу полюбившиеся треки. Какие-то новые, неизвестные имена теперь набирают сотни тысяч запросов».

Дмитрий Зарецкий сообщил, что «последние несколько лет зрители идут на концерты чаще, чем раньше, при этом люди от 30 до 45 лет – самая неактивная аудитория». Он также отметил снижение цен в долларовом выражении:

- На концерты начали ходить больше, потому, что стали меньше ездить за рубеж. Однако у нас фестивального рынка фактически нет, и нет культуры посещения таких мероприятий. У нас есть дачи, и они заменяют выезд на фестивали. К тому же в этом году фестивали просели из-за погоды.

Михаил Евграфов не согласился с г-ном Зарецким - страна переживает непростые времена, но в «Главклубе» отмечается стабильный рост, сейчас проводится около 200 концертов в год: «Я надеюсь, что тенденция роста вернется к докризисному уровню 15-20 процентов в год. Рост рынка есть, но если есть рост, то и кризис неминуем: может, через 2-3 года, а может, через 5 лет. С точки зрения репертуарной политики все не так просто, но у меня настроение очень оптимистичное».

Во время обсуждения концертной индустрии спикеры также отметили необходимость страхования концертов. По словам Эдуарда Ратникова, «для спокойной работы нужно уважать документооборот, ничего не прятать, страховать всё, а особенно концерты возрастных артистов. Вы только вдумайтесь - активно гастролирующему сейчас Шарлю Азнавуру - 95 лет!». Г-н Ратников отметил, что недавняя нашумевшая отмена концертов Робби Уильямса не привела к катастрофе только потому, что концерты были застрахованы на крупную сумму, и «это стало лучшей рекламой компании «Либерти страхование»».

Подводя итоги дискуссии, спикеры пришли к выводу, что музыкальный рынок будет расти на 10-20 процентов в год, однако если Москва и Санкт-Петербург сохранят тенденцию к росту (15%), то, по словам Эдуарда Ратникова, в таких городах, как Ростов-на-Дону и Краснодар, рост рынка маловероятен.

16 сентября третий день конференции начался с обсуждения комплексного продвижения мероприятий в интернете: в дискуссии приняли участие: редактор ежедневного издания о культурной жизни и массовых мероприятиях Sova Владислав Кроха, сооснователь Weekend Agency Максим Полкунов, основатель Endurance Георгий Фомичев и Юлиана Бершена из WSC digital. Они затронули такие темы, как баланс между каналами продвижения, digital-интеграция со средствами массовой информации, а также поговорили о ботах как об инструменте продвижения и продажи билетов на мероприятия.

О продвижении фестивалей в интернете участникам конференции рассказывали основатель агентства Line Up Event Зоя Скобельцына и директор фестиваля «Усадьба Jazz» Надежда Колесникова. Виталий Мышляев из ConcertWith.Me поведал о конкуренции за американского клиента с Ticketmaster и маркетинговой стратегии роста на самом конкурентном рынке в мире. Генеральный директор Ticketbest Павел Адлер поделился своим мнением о том, какой европейский опыт может быть полезен российскому рынку, и применим ли российский опыт при работе в соседних государствах. А сооснователь компании «Катков и Партнеры» Павел Катков и маркетолог Smart Bilet Александра Душенькина обсудили федеральный закон №54 и изменения на билетном рынке, которые произойдут после его принятия. В числе тем, которые обсуждались в третий день Colisium Moscow Music-2017, были также «Новые технологии в билетной индустрии» на примере билетного сервиса на основе технологии блокчейн Crypto.Tickets и «Образование в музыкальной индустрии», а журналист и ведущий Михаил Козырев прочитал лекцию на тему «Как стать звездой в эпоху хайпа?» Основатель и директор по развитию и международному продвижению компании TopHit Игорь Краев рассказал об использовании музыкальной статистики при запуске и продвижении музыкальных проектов. Он также представил систему распознавания радио и телеэфиров Zamsha.

Завершился день концертом в клубе «Город», в котором приняли участие группы Two Siberians, Skynet, Extract и др.

Одной из важных тем последнего дня конференции 17 сентября стала реализация спонсорских интеграций. CEO в Sponsor Consulting Евгения Мальцева, директор по маркетингу в SAV Entertainment Дарья Исакова и коммерческий директор Gypsy Екатерина Мырча рассказали о концертных и клубных проектах, рисках, с которыми можно столкнуться при взаимодействии со спонсорами, а также привели в пример реальные ситуации работы и взаимодействия с ними.

Так, Евгения Мальцева завела разговор об актуальности темы спонсорства:

- На сегодняшний день у нас есть огромный запрос по работе со спонсорами, но у нас нет ни образовательных курсов, ни профессиональных агентств, разрабатывающих спонсорские стратегии. Спонсорство среди бизнеса, к сожалению, оценивается как шаг в неизвестность, где сложно понять, ради чего это делают. Отсутствие этики, профессиональных курсов, дискоммуникация, неисполнение своих обязательств по партнёрским договорам – всё это ведёт к тому, что интеграция со спонсорами становится невозможной.

Г-жа Мальцева также отметила, что при составлении партнёрских презентаций и подготовки продуктов необходимо учитывать современные реалии: так, например, новое поколение не представляет жизни без социальной сети, для людей становится важной публичная жизнь:

- Сегодня, когда мы пишем партнерские презентации, необходимо анализировать аудиторию, но далеко не так, как это делали раньше: сейчас на первое место встаёт анализ того, пользуются люди айфонами или самсунгами, на какой машине приезжают, какой имеют средний чек в ресторане и т.д.

Екатерина Мырча и Дарья Исакова отметили риски в работе и рассказали об уникальных возможностях взаимодействия со спонсорами:

- Первое, с чем сталкиваемся все мы каждый день на работе, - это непонимание. Часто наши клиенты сами не знают, чего хотят, поэтому несколько месяцев приходится встречаться с ними и обсуждать проекты, от этого теряется много времени. Кроме того, с клиентами надо встречаться, пить вместе или искать друзей, которые могут с ними пить…Чтобы что-то продать, нужно сделать всю работу за них, в том числе, посчитать всю прибыль, тогда они могут согласиться на сотрудничество с вами. А это самое сложное.

Екатерина Мырча также отметила, что большинство спонсоров считают, что, участвуя только в одном проекте, они уже могут получить какой-то хороший результат. Но это не так. Она посоветовала принимать участие в разных событиях, мероприятиях одновременно.

В ходе обсуждения спикеры пришли к выводу, что каждому, кто собирается работать со спонсорами и не хочет столкнуться с недобросовестностью и мошенничеством, необходимо лучше изучать свою аудиторию, составлять правильно договор, проверять его и постоянно требовать документального оформления расходов.

Кроме того, на протяжении всех четырех дней по вечерам гостей ждала клубная программа Colisium Moscow Music Conference, проходящая в лучших заведениях Москвы. С 14 по 15 сентября в рамках конференции в малом зале кинотеатра “Октябрь” на Новом Арбате прошел также форум электронной музыки, а 16 сентября эксперты обсудили мероприятия и шоу-проекты для детей.

Следующий Colisium пройдет в Минске 9-12 ноября 2017 года.

Анкета, где можно высказывать свои мнения и пожелания, доступна по ссылке.

Фотоотчёты с конференции можно посмотреть в социальных сетях ВКонтактеFacebookInstagram.

Раздел Ticketing: отчёт рабочей группы о разработке общего технического стандарта билетной информации доступен по запросу здесь.

Актуальная информация о конференциях - на сайте colisium.org.

Последние новости