Рецензия: «Прохор и Пузо» - «Тундра» ***

2017, «Союз Мьюзик»

«Прохор и Пузо» - союз художника и поэта Виктора Пузо и композитора Прохора Алексеева - существует уже двадцать лет и всё это время не выходит из андеграунда, оставаясь достоянием кучки посвящённых. Свою творческую миссию музыканты формулируют как «алкогольные исследования русского мистицизма»: тема благодатная, но требует от слушателя серьёзной подготовки. По отдельности с алкоголизмом и мистицизмом у нас всё в порядке, а вот объединение этих факторов сразу резко сужает количество аудитории. «Тундра», ставшая пятым альбомом проекта, эту ситуацию вряд ли изменит. Однако нужно сказать, что в отличие от десятков других полуподпольных гениев, «Прохор и Пузо» заботятся о развитии, например, своего саунда. В конце 2014 года проект расширился до квартета за счет ударницы Валентины Векшиной и второго гитариста Александра Цоя (сына лидера группы «Кино»). Это позволило повысить плотность звучания, и альбом «Тундра» оказался весьма профессионально сыгранной и записанной работой. Этим он сильно отличается от прошлогоднего сольного альбома товарища Пузо «Песни на стихи Вани Х.». Там солист отчаянно хрипел и матерился, вызывая сочувствие, пожалуй, только у зрителей в состоянии сильного опьянения и/или серьёзного приступа мизантропии. В союзе с Прохором всё получилось гораздо менее экстремально - однако не сказать, что качественная запись как-то приближает проект к мейнстриму. Если уж на то пошло, то она скорее отдаляет его от маргинального слушателя, который, надо полагать, составлял изрядную часть аудитории.

Ещё одна незадача - хорошо сыгранный альбом подчёркивает, что сам музыкальный материал топчется на месте и начинает отставать от инструментальной оснащённости проекта. Песни «Тундры» традиционно представляют собой нечто среднее между творчеством групп «НОМ» и «Звуки Му». «408 бутылок» так вообще хочется насильно отнять у «Прохора и Пуза» и отдать Петру Мамонову. Впрочем, в отсутствие неповторимой мимики Петра Николаевича композиция априори много теряет, и сыгранность группы тут слабо заменяет исполнительскую харизму. В других песнях очень хорошо заметно, что их сочинение шло строго от ума, а не от сердца. На них лежит печать какой-то концептуальной обязаловки, будто группа с 10.00 до 19.00 должна нараспев низким голосом монотонно произносить сложносочинённые тексты, иначе её лишат сладкого. Слушателю довольно сложно в это включиться, нужно себя заставлять, а зачем?

Приятное исключение составляет трек «Говнари». Под заглавными персонажами «Прохор и Пузо» подразумевают лабухов, исполняющих плохую музыку, и, похоже, эта тема занимает артистов гораздо сильнее, чем натужные исследования русского мистицизма, пусть даже и алкогольные. В «Говнарях» к группе возвращается лихость, дикость и прочие качества, вызывающие полное одобрение аудитории. К сожалению, ненадолго: взлабнув от души, «Прохор и Пузо» возвращаются в дебри странных концепций.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости