Рецензия: «Гоголь. Начало». Николай Гоголь – охотник на нечисть ***

Исторический триллер «Гоголь. Начало» выйдет в российский прокат 31 августа 2017 года. Режиссёр: Егор Баранов. В ролях: Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Стычкин, Таисия Вилкова и другие.

Молодой Николай Васильевич Гоголь (Александр Петров) пробует себя на поприще романтической поэзии и служит писарем в Третьем отделении. Казалось бы, рутинная работа такому творческому человеку должна быть в тягость, но ему-то уж точно скучать не приходится. Во время каждого дознания Гоголь впадает в транс и в этом невменяемом состоянии записывает бессвязные фразы, по которым потом легко можно установить преступника. Это ценное качество за рассеянным писарем подмечает опытный следователь Яков Петрович (Олег Меньшиков) и прихватывает с собой в Полтавскую губернию, где произошла серия убийств молодых девушек.

На хуторе близ Диканьки творится настоящая бесовщина. Селяне панически боятся какой-то красной свитки, разрушенная мельница притягивает к себе по ночам ведьм и утопленниц, а окрестные леса патрулирует загадочный всадник без лица, но с растущими отовсюду ветвистыми рогами. На все эти безобразия местный блюститель порядка Бинх (Евгений Стычкин) предпочитает закрывать глаза, чтобы не получить нагоняй из «центра». Тем не менее, обычно улыбчивый и дипломатичный Яков Петрович на сей раз действует крайне решительно и жестко. Да и Гоголь вынужден смириться со своей новой ролью, потому что его припадки учащаются, а видения становятся все более пугающими.

Идея Александра Цекало превратить биографию Гоголя в малороссийское фэнтези до последнего казалась не самой удачной. В лучшем случае, от фильма ожидали искрометного трэша, вроде «Линкольна – охотника на вампиров», в худшем – вариации на тему хармсовского «Пушкина и Гоголя», поданную с убийственно серьезным лицом. Но результат оказался не столь уж безнадежным. «Гоголь. Начало» займет достойное место в череде российских исторических триллеров последних лет («Дуэлянт», «Вурдалаки» и некоторые другие). Всех их роднит тщательно воссозданные интерьеры, крепкая литературная основа и архетипический тандем пассионарного супергероя и его нерадивого слуги, отвечающего за разрядку обстановки. С последним, правда, в фильме «Гоголь. Начало» не шибко задалось, но есть надежда, что ситуация улучшится в следующих двух или трех сериях.

Узнаваемые черты характера Гоголя, в целом, ухвачены верно. В фильме остроумно обыграны его многочисленные комплексы, связанные с плохим аппетитом, тягой к платоническим отношениям с женщинами и страхом быть погребенным заживо. Эпизоды с уничтожением всех отпечатанных экземпляров юношеской поэмы «Ганц Кюхельгартен» и его работой в Третьем отделении также воспроизведены достоверно. А вот с отражением религиозных воззрений Гоголя возникла осечка. В фильме до обидного мало внимания уделено противовесу той нечистой силе, с которой постоянно приходится сталкиваться писателю, а единственный священник откровенно карикатурен, как в махровых пропагандистских фильмах советской поры. Из-за этого многие мистические сцены выглядят недоработанными, поскольку, постоянно сталкиваясь в видениях с нечистью, Гоголь элементарно не знает, как с ней управляться.

Та же растерянность постоянно сквозит и в бытовом поведении главного героя. Однако это как раз можно записать съемочной команде в плюс, поскольку одной из доминирующих тем фильма является мучительное самоопределение творца, выбравшего не ту дорогу для своей реализации. И это касается не только профессии, но и творческого метода. Отсюда – невероятный микс в сновидческих прозрениях писателя из деревенской готики и разнузданного богемного Петербурга. В итоге недобро хохочущий Пушкин в исполнении Павла Деревянко пугает не меньше, чем очередная полуразложившаяся панночка.

Денис Ступников,InterMedia

Последние новости