Рецензия: «Тюльпанная лихорадка». Первый в мире финансовый кризис ****

Историческая мелодрама «Тюльпанная лихорадка» выйдет в российский прокат 24 августа 2017 года. Режиссёр: Джастин Чедвик. В ролях: Кара Делевинь, Алисия Викандер, Дэйн ДеХаан, Джуди Денч.

Голландия, первая треть XVII века. Общество не на шутку увлечено новой забавой – диковинными тюльпанами, разнообразные виды которых были выведены совсем недавно. На какое-то время прекрасные цветы становятся самой твердой валютой, умело торгуя которой можно сколотить целое состояние. Недаром рабочий люд в тавернах, отвлекшись от беспробудного пьянства, проводит ночи напролет на азартных аукционных торгах заветными луковицами.

На этом фоне разворачивается история любви сиротки по имени Софи (Алисия Викандер). Вырваться из монастырского приюта ей помогает пожилой жених Корнелис (Кристоф Вальц), больше всего в этой жизни мечтающий о сыне. Аристократ, слывущий «перечным королем», вполне безобиден, но достаточно назойлив, да еще и не в меру тщеславен. Навязчивая идея заполучить семейный парадный портрет побуждает его обратиться к молодому художнику Яну Ван Лоо (Дэйн ДеХаан ) – кутиле и сластолюбцу, не пропускающему ни одной юбки. Под обаяние смазливого живописца попадает и прагматичная Софи, совершающая в порыве страсти целую серию крайне необдуманных поступков.

«Тюльпанная лихорадка» - историческая мелодрама, из которой не стоит черпать конкретных фактов, но которая, тем не менее, дает исчерпывающее представление об эпохе позднего Возрождения в целом. Совсем недавно ученые выяснили, что Земля стала круглой, торговля оживилась, деньги потекли рекой. Стали появляться и совершенно новые источники дохода, вроде тех же тюльпанов, которые испортили людей не меньше пресловутого булгаковского квартирного вопроса. Любой поступок мотивирован соображениями личной корысти. Ради легкой наживы брат портовой шлюхи готов силком отдать первого встречного в матросы, а служанка, имеющая доверительные отношения со своей госпожой, без раздумий грозится ее предать.

Внешний лоск не стоит ломаного гроша. Интересы представителей всех слоев общества вертятся вокруг телесного низа. Престарелый бонвиван каждый вечер торжественно сообщает своей молодой супруге о состоянии своего «солдатика», а за семейным обедом не стесняется громко рыгать. Наиболее узнаваемыми приметами процветающего монастыря становится хрюкающая свинья в саду и жирная крыса, бегающая прямо по столу аббатисы. Кажется, развитие этих людей находится на такой низкой стадии, что мы из своего «прекрасного далека» их никогда не поймем.

Однако первое впечатление оказывается обманчивым. У голландцев XVII века, оказывается, было то, чего нет у нас – въевшаяся в кровь и плоть вера в Бога, способная вытянуть из самой зловонной трясины. Даже вконец запутавшийся в своих бесконечных долгах и беспорядочных связях художник, прежде чем рисовать заказанный ему портрет, первым делом скрупулёзно выбирает антураж: глобус как символ торговли; череп, воплощающий бессмысленность тщеславия; и весы, напоминающие о Страшном Суде. Не потому ли, окончательно запутавшись и потеряв всё, герои не впадают в отчаяние, а стоически переформатируются – и начинают преуспевать уже на принципиально ином поприще? Камертоном же всего фильма является стих из псалма о славе человеческой, увядающей как цветы среди травы.

Решив экранизировать роман Деборы Моггак «Тюльпанная лихорадка» еще до его официального издания, продюсер Элисон Оуэн поневоле многому научилась у терпеливых героев книги. От замысла до производства минуло 15 лет, но в итоге картина только выиграла: за минувшее время произошло столько экономических потрясений, что история первого в мире финансового кризиса приобрела особую остроту и привлекательность.

Денис Ступников,InterMedia

Последние новости