Рецензия: «2Pac: Легенда». Цепи и ягодицы **

Пресс-показ биографической драмы «2Pac: Легенда» (All Eyez On Me, США, 2017, режиссер Бенни Бум, в ролях – Деметриус Шипп младший, Данай Гурира, Катерина Грэхэм, Хилл Харпер, Энни Илонзе, Лорен Кохэн, Доминик Сантана) состоялся 21 июля в кинотеатре «Формула Кино ЦДМ». В широкий прокат картина выйдет 27 июля 2017 года.

Картина «2Pac: Легенда» призвана рассказать о жизни Тупака Амару Шакура - человека (прежде всего, человека!), к 25 годам записавшего несколько платиновых альбомов, навсегда изменивших звучание хип-хопа, снявшегося в нескольких фильмах, сколотившего состояние и ставшего образцом для нескольких поколений. Легенда гангста-рэпа, поэт, активист, голос улиц, ловелас, неоднократно судимый бандит, выходец из гетто, любящий сын, женоненавистник – все эти грани одаренного юноши в той или иной степени интересуют режиссера байопика, экс-клипмейкера Бенни Бума.

Формально фильм сконструирован как интервью, которое Тупак (Деметриус Шипп младший) дает, будучи в тюрьме. Отвечая на острые и провокационные вопросы журналиста (Хилл Харпер), рэпер вспоминает не только моменты триумфа, но и скандалы (например, потасовку в парке, в результате которой щальной пулей был убит ребенок).

Биография Тупака, по большому счету, напоминает статью в «Википедии»: родился в Нью-Йорке, мать (Данай Гурира из «Ходячих мертвецов») и отец были активистами радикальной организации «Черные пантеры», поэтому с детства всех членов семьи активно «пасло» ФБР. После одной из облав семья переехала в Балтимор, где в местной школе искусств Тупак изучал актерское мастерство и поэзию: читал со сцены Шекспира, дружил с Джадой Пинкетт (будущей миссис Смит) – полагаем, он стал бы образцовым хипстером, не переехав в Калифорнию. Там парень начал читать рэп, записавшись в кружок поэзии Лейлы Штейнберг (эпизодическая роль Лорен Кохэн из «Ходячих мертвецов»). Та свела Тупака с хип-хоп группой, и все завертелось… Первые выступления, съемки в фильмах, сольные альбомы, встреча с Interscope Records, турне, наркотики, выпивка, дебоши, суды, тюрьма, лейбл Death Row, война East Coast vs West Coast, неизбежная смерть от пули – в общем, та самая Thug Life («жизнь головореза») со всеми ее аксессуарами, которые рэпер так ценил и воспевал.

Проблема байопика Бума, очевидно, в клипмейкерском прошлом режиссера. Он слишком увлечен золотыми цацками, пышными ягодицами, татуировками и прочими безвкусными атрибутами гангста-рэпа (см. клип Тупака «I Get Around»). Пожалуй, самое интересное в личности Тупака (и автор фильма, кстати, на это намекает) – его внутренние противоречия и лицемерие: каким образом скромный воспитанный юноша, с детства мечтавший стать революционером, направо и налево цитировавший «Гамлета» (с этим, кстати, перебор), критиковавший социальную политику государства, стал сорить деньгами и вешать на себя массивные золотые цепи, дорвавшись до кормушки? Интересно, что когда журналист упрекает рэпера в лицемерии (тот же самый клип «I Get Around»), Тупак не находит других слов, кроме как «Fuck you!». Достойный ответ.

На втором месте в рейтинге интересных тем, слабо освещенных в фильме, - собственно, убийство Тупака. Русскоязычный зритель, незнакомый с темой, запутается в «диссах» и «бифах»: кто начал первым - Notorious B.I.G. или Тупак? Была ли обида настолько смертельной, чтобы заказывать убийство? Или же все дело во владельце Death Row Шуге Найте? Или за убийством стоял избитый в тот день в казино Орландо Андерсон? Теорий много, убийство до сих пор не раскрыто.

Рискнем также предположить, что зрителю было бы интереснее понять, в чем, собственно, заключался талант Тупака, чем пялиться на очередные ягодицы. Судя по обрисованному пунктиром творческому пути рэпера, ему все и всегда преподносили на блюдечке с голубой каемочкой, а это весьма спорно. В этом плане байопик NWA («Голос улиц», 2015) выглядит куда интереснее и убедительнее.

Артем Мельников,InterMedia

Последние новости