Рецензия: «Каста» - «Четырёхглавый орёт» **** (Слушать)

2017, Respect

Непросто в это поверить, но «Каста» выпустила всего лишь в третий альбом в дискографии. Все эти двадцать лет коллектив не распадался, активно гастролировал, записывал новые песни и выпускал пластинки - но, если разобраться, это были большей частью сольные диски участников в разных конфигурациях. Хотя слово «Каста» всегда присутствовало на обложке. «Четырёхглавый орёт» оказался нечастым плодом коллективного творчества - что подчёркивается и названием, и весьма ироничной обложкой. По словам участника группы Шыма, собраться на запись «Касте» было непросто - они ведь даже живут в разных городах и встречаются в основном на гастролях. Но, в соответствии с постулатом «надо себя заставлять» было принято решение обойтись без записи по скайпу и по старинке собраться в родном Ростове-на-Дону и плотненько поработать вместе. Наибольшую сложность в итоге составило формирование трек-листа, из которого пытались выбросить 14 «лишних» песен из 26 записанных, но выбросили только восемь.

Диск с самого начала звучит так, будто в дом вернулся папка и показал, кто тут главный. «Каста» не пытается конкурировать с Оксимироном, Хаски и прочими появляющимися раз в месяц «спасителями русского рэпа», она просто ни на секунду не даёт усомниться в том, чьи слова здесь надо отливать в граните. Заодно она полностью закрывает избитую тему «о чём же должны петь повзрослевшие рэперы, неужели об ипотеке». «Каста» вполне непринуждённо объясняет, что рэперы любого возраста могут затрагивать любые темы, которые их волнуют. Сама «Каста» демонстрирует широчайший диапазон интересов - и тут огромным благом для альбома оказывается наличие в составе группы столь непохожих друг на друга персонажей. «Четырёхглавый орёт» может показаться очень важным рэп-альбомом о политике или не менее важным высказыванием о детях, а то и ростовским эпосом, а то и шуточной пластинкой - по факту же он сочетает порой несочетаемое и в соответствии с заповедью классика содержит «все жанры, кроме скучного». Надо ли уточнять, что в каждой из своих ипостасей «Каста» выглядит почти эталонно? Тексты, образы, сэмплы, идеи - всё на высшем уровне, только успевай выуживать и запоминать «трёхмерные рифмы» и парадоксально точные словосочетания.

«В сказочном Ростове жил волшебный садовник Шым, добродушный великан Змей, Хамиль — благородный блудодей. Влади — озаренный маэстро, знали все о них повсеместно, знали все о них прекрасно, звали их «группа Каста» - альбом открывается треком-эпиграфом «Сказочная», намекая на то, что пластинку и надо воспринимать как эклектичный сборник фантазий и неожиданных лирических отступлений. В «Не держу зла» «Каста» жёстко высказывается на злобу дня, а в «Стоп-игре» представляет своё циничное видение формулы «Папа может». «Привет», начинающийся с замысловатого с точки зрения рифм двустишия «аэропорт, отличненько, по нему столько лет не скучал вообще я, лицо пограничника, ничего не выражающее», оказывается щемящим лирическим воспоминанием о юности. Во «Впередиидущем» и «Скрепах» альбом блестяще маскируется под политическое высказывание, чтобы, начиная с «Серёги-водолаза», пуститься во все тяжкие: с этого момента «Каста» без всяких тормозов едко наблюдает «за природой и хозяйственной деятельностью человека», шуткует и веселится напропалую («Серёга-водолаз», «На том конце» «Зомби-пати» и «Макарэна») или предлагает припевы невероятной красоты («Ледяная карусель»). Скорость воспроизводства удачных идей на альбоме заметно превосходит среднестатистическую - слушателю будет сложновато, но тот, кто успеет за мыслью «Касты», получит массу удовольствия. Неуспевающих, впрочем, приведут в восторг и более доходчивые композиции пластинки.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости