Рецензия: Валерий Леонтьев - «Это любовь» *** (Слушать)

2017, Gamma Music

В советские годы Валерий Леонтьев практически в одиночку боролся с системой и нередко побеждал её: благодаря ему, в частности, было доказано, что по Центральному телевидению можно показывать советского певца с причёской «афро», в штанах неприличной ужины и пластикой, опровергающей каноны соцреализма. Много воды утекло с тех пор, а Валерий Яковлевич по-прежнему гребёт против течения, нарушая многие правила шоу-бизнеса. В частности, в свои 68 он демонстрирует тело и физическую подготовку 28-летнего юноши... Впрочем, не протест против возраста является предметом нашей рецензии, есть у Леонтьева и другие яркие проявления протеста. Так, один из самых заметных исполнителей «старых песен о главном» долгое время наотрез отказывался как-то использовать ностальгический тренд. Валерий Леонтьев уверен, что публика ходит на концерты, чтобы увидеть красочное шоу и услышать новые песни. «Нет!» - почти что криком кричала публика, требуя «Дельтаплан», но артист на поводу у неё не шёл и готовил каждый год чуть ли не пару десятков новинок. До радиоэфиров из них доходило в лучшем случае процентов пять, но Леонтьев продолжал упорствовать. Лишь в последние годы он вернул в концертную программу некоторые старые хиты, но и их старается исполнять по-новому. А в альбом «Это любовь» он даже включил пару кавер-версий, но это отнюдь не подарок зрителю: сделаны они в максимально незнакомом для публики виде.

Итак, новый альбом. Он тоже выглядит так, будто выпущен наперекор тенденциям. Можно ведь было издать пару-тройку синглов или мини-альбом, а не записывать масштабное 16-трековое полотно с архаичной обложкой. К тому же диск вышел практически без предупреждения и рекламной кампании - и кто его будет слушать, кроме верных поклонников Леонтьева, своей сплоченностью напоминающих секту? Полагаю, что известие о релизе нового альбома Валерия Яковлевича должно как минимум заинтересовать любопытных людей - хочется же узнать, что и как Леонтьев на этот раз будет делать не по правилам.

Прослушивание доказывает, что артист остаётся сам себе режиссёром и сам себе жанром. В альбоме нет ни малейших намёков на то, что Леонтьев как-то следит за музыкальными трендами, а тем более пытается под какие-то из них подстроиться. Нет, певец с узнаваемым голосом и давно знакомой манерой работает в раз и навсегда выбранной стилистике - и ему чрезвычайно уютно быть её единственным представителем. Работать «под Леонтьева» можно только в жанре пародии, любое старательное копирование приводит к плачевным результатам - зато сам Леонтьев поёт про «Пирата» и «Ты где-то там», не вызывая улыбок. Да, честно говоря, и шутки над его сценическими нарядами давно звучат как бы по инерции: все же понимают, что артист в них органичен. Как и в своих песнях. А вот «Паромщик» и «Комарово» выглядят на диске так, будто Валерий Яковлевич дал себя уговорить их исполнить, но чтобы больше не просили. Самые известные песни альбома звучат наименее органично - просто потому что это не песни Леонтьева. А вот в «своих» треках, к которым, кстати, относится и «Озеро Чад» на стихи Гумилёва, певец демонстрирует завидный диапазон, то работая карнавальным «человеком-праздником» («Пират», «Абракадабра»), то представая глубоким философом в балладных «Вне сюжета» и «Не включайте свет» и в блюзе «Я уже там был».

И главное - альбом не вызывает никаких вопросов о том, как его содержимое можно встроить в шоу-бизнес. Да никак. Если шоу-бизнесу будет нужно, он сам постарается встроиться в Леонтьева.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости