Рецензия: «Большой». Не стреляйте в белых лебедей ****

Социальная драма «Большой» выйдет в российский прокат 11 мая 2017 года. Режиссер: Валерий Тодоровский. В ролях: Маргарита Симонова, Анна Исаева, Алиса Фрейндлих и другие.

Маленькая Юля Ольшанская живет в небольшом шахтерском городке, имеет неплохие задатки для блестящей балетной карьеры, но промышляет не вполне законным заработком. Ее замечает спивающийся артист балета Потоцкий (Александр Домогаров) и везет в Москву для поступления в балетное училище. Юле удается произвести впечатление на суровую, но справедливую наставницу Потоцкого Галину Белецкую (Алиса Фрейндлих) и та берет ее под свое крыло. Извечная же антагонистка Белецкой Людмила Унтилова (Валентина Теличкина) сразу же невзлюбила перспективную ученицу.

Опека Белецкой доставляет Юле немало хлопот. Дело в том, что преподавательница страдает частыми провалами в памяти, из-за чего девочка попадает в несколько крайне щекотливых историй, наносящих серьезный удар по ее репутации. Вдобавок за роль Авроры в выпускном спектакле «Спящая красавица» разворачивается серьезная конкуренция. На пятки Ольшанской постоянно наступает однокурсница Карина Курникова. И если у первой есть дар свыше, то вторая может похвастаться лишь до блеска отточенной техникой. Но игра стоит свеч, поэтому к борьбе за роль подключаются обеспеченные интриганы и даже представители кремлевской администрации.

Несмотря на очевидную привлекательность темы, «громких» фильмов о балете было снято не так уж много. Классикой жанра считается «Поворотный пункт» с Михаилом Барышниковым, получившим номинацию на «Оскар» за лучшую роль второго плана. А нашумевший «Черный лебедь» Даррена Аронофски режиссер «Большого» Валерий Тодоровский справедливо рассматривает, прежде всего, как триллер о раздвоении личности. Стоит также упомянуть о двух пока незавершенных кинопроектах – фильме Райфа Файнса о Рудольфе Нуриеве и резонансной «Матильде» Алексея Учителя.

«Большой» - это и производственная драма, и кинороман, сравнимый по масштабности замысла с «Анной Карениной» и «Доктором Живаго». Тодоровский здесь выступил прежде всего как наблюдательный бытописатель, неизбывный лирик и тонкий психолог. Характер каждого из главных героев лишен однополярности и исполнен глубочайших противоречий. Спрогнозировать их поступки практически невозможно, так что приготовьтесь к серьезной душевной встряске. Несмотря на то, что исполнительницы ролей Юли и Карины Маргарита Симонова и Анна Исаева не являются профессиональными актрисами, им удалось достичь высот драматизма. Например, Маргарита Симонова феноменально напоминает своей фактурой Светлану Письмиченко – одну из самых трагических актрис современного российского кино.

В «Большом» старательно заретуширована парадная сторона балета. Танцы и замысловатые фигуры показаны преимущественно из учебных залов и гримерных комнат, а победоносные выражения лиц триумфаторш постоянно сменяются гримасами боли и отчаяния. Даже получая вожделенные роли в хрестоматийных постановках «Лебединое озеро» и «Спящая красавица», девочки постоянно оказываются под прицелом завистников и интриганов. А успешно отыгранная премьера вовсе не означает автоматического перехода на следующий уровень.

Все, что показано на экране, настолько зыбко и неверно, что велик соблазн поставить знак равенства между балетом и искусством саморазрушения. Однако Валерий Тодоровский, выступивший в «Стилягах» и «Оттепели» как великий мифологизатор, и здесь остается на высоте. Как ни крути, главным героем фильма оказывается величественный Большой театр, который неизменно выше любых подсиживаний и предательств. И когда гаснет свет и раздвигаются кулисы, неизбежно происходит Чудо. Правда, скорее для зрителей, нежели для актеров.

Денис Ступников,InterMedia

Последние новости