Рецензия: сборник «Союз Rock 3» ** (Слушать)

2017, «Студия Союз»

Мне уже приходилось ностальгировать по временам, когда музыкантам нужно было умещать потоки своего творческого красноречия в прокрустово ложе 35-минутной виниловой пластинки или 45-минутной стороны кассеты. Для тех, кто «мыслил альбомами», стояли жёсткие ограничения: концепцию следовало уложить в определённое время. Нужно ли говорить, что в процессе формирования трек-листа из пластинок вырезались самые слабые и неинтересные песни? Зато уж оставшиеся в удачных альбомах были, как на подбор.

Вспомнить вновь эту неновую мысль рецензента заставил 40-песенный (сорокапесенный!) сборник «Союз Rock» за номером 3. С момента выхода второго выпуска прошёл год, и за это время в каталоге «Студии Союз» и лейбла «Союз Мьюзик» собралось приличное число рок-альбомов, композиции с которых и составили этот продолжительный сборник. Каждому дослушавшему ему до конца следовало бы вручать какой-нибудь приз, а на обложку стоило бы поместить Ждуна, печалящегося в ожидании финала сборника. Парадоксально: артисты сами говорят об отмирании «лонгплейного» формата и стараются выпускать синглы или мини-альбомы - а в это время сборники впадают в грех гигантомании. Законодательно, что ли, запретить альбомы длиннее сорока пяти... нет, ладно - шестидесяти минут?

Естественно, что в вышеупомянутых каталогах лейблов хватает интересных свежих песен, и сборник о пятнадцати треках мог бы получиться весьма симпатичным. Но на «Союз Rock 3» Louna, «Тараканы», «Громыка», «КняZz», Вася Васин и «Мордор» оказываются в совершенно недружественном окружении многочисленных панков и начинающих «русскорокеров». Включённая в сборник «для массовости» невнятица оказывается к тому же заразной: такие мэтры, как «Алиса», «Кукрыниксы», «Сурганова и оркестр», представлены здесь не самыми удачными произведениями. Возможно, составители надеялись на то, что среди всего многообразия звучащих песен слушатель найдёт себе по душе что-то новое, о чём он просто не знал? В таком случае издатель немного переоценил пытливость и терпеливость публики: гораздо проще выключить сборник и поискать музыку по душе в других проверенных местах, чем отделять редкие зёрна от унылых плевел. К тому же новичков, которых стоило бы порекомендовать, полное прослушивание не выявило.

Если же концепция альбома подразумевала честный и подробный анализ состояния современной отечественной рок-музыки как оно есть, то результат получается довольно плачевным. Плохие анализы у пациента, что там говорить. Причём если по отдельности практически каждый участник сборника способен на некие проблески, то коллективный портрет жанра вышел не очень симпатичным. Тянет, конечно, на обобщения и на стенания о глубоком кризисе российского рока - но мы с этим повременим. Неудачная компоновка трек-листа сборника - ещё не повод делать выводы о неминуемой смерти жанра. Хотя...

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости