Рецензия: саундтрек «Ла Ла Лэнд» ***** (Слушать)

2016, Interscope

С датой выхода в российский прокат фильма Дэмьена Шазелла «Ла Ла Лэнд» произошло что-то неправильное. Картина уже собирала серьёзнейший урожай мировых и локальных кинопризов - а в России посмотреть её в кинотеатрах можно было только с 12 января 2017 года. Новогодние каникулы, заставляющие многих изнывать от безделья, таким образом прошли впустую - хотя, выйди фильм под Новый год, он сильно бы смешал карты пятым «Ёлкам», например (потому, видимо, и не вышел). При этом саундтрек был доступен всем интересующимся задолго до начала российского проката. Тем, кто начитался западных новостей и отзывов про «Ла Ла Лэнд», ждать выхода фильма было совершенно невозможно, поэтому звуковая дорожка к нему была прослушана сильно заранее.

Вот так ваш любопытный рецензент выяснил, что без фильма саундтрек не особо работает. С пластинки полился какой-то миленький эстрадный джазок, какая-то сплошная стилизация Джастина Гурвица под голливудские саундтреки 30-х, причём стилизация нарочито расслабленная: Эмма Стоун и Райан Гослинг будто бы специально поют так, чтобы никто не заподозрил в них профессиональных вокалистов, а усилиями Джона Ледженда, который в одиночку пытается сохранять серьёзность, можно пренебречь, ибо они не приносят никакого толку.

Просмотр фильма переворачивает эту ситуацию с головы на ноги или, вернее, с боку на бок. Как писали в учебниках литературы, «единственный положительный герой комедии Гоголя «Ревизор» - это смех», а главным героем «Ла Ла Лэнда» оказывается музыка - да-да, та самая стилизация, которая на вид кажется лёгкой и необязательной, а на самом деле держит на себе буквально всё. 14 номинаций на «Оскар» - это ответ обескураженных киноакадемиков на свежесть идей и наглость Шазелла, Гурвица, Стоун и Гослинга. В десятые годы XXI века создатели «Ла Ла Лэнда» ни с того ни с сего будто бы показывают настоящий честный, почти сказочный мюзикл, который в наше время так и хочется снабдить приставкой «ретро» - а потом смущают сознание зрителей совершенно несказочными диалогами, тонким юмором и внезапной концовкой. По законам жанра в финале все должны рыдать - и говорят, что такие случаи были, но большинство зрителей сидит, затаив дыхание, не понимая, что это вообще было, но чувствуя, что это что-то значительное, как минимум на 14 номинаций. Значительное - но надевающее дурацкую улыбку всякий раз, когда обычный фильм впал бы в пафос. Значительное - но распевающее небольшими голосами глупенькие обаятельные песенки вместо классического джаза. Значительное - но существующее, несмотря на конкретные привязки, в придуманном вне времени и пространства мире Шазелла и Гурвица.

Ну а по возвращении из кинотеатра наступит лучшее время для включения саундтрека. Можно не сразу, можно через день, два, неделю, год. Ясно только, что переслушивать альбом можно будет ещё долго и неограниченное количество раз. И это - несомненное достижение не самого маститого композитора Джастина Гурвица, музыка которого, с одной стороны, звучит так, будто существовала лет 80, а с другой - абсолютно новая и оставляющая в уверенности, что именно её вам не хватало здесь и сейчас. Вы можете вспоминать под неё сцены из фильма или наслаждаться ею без привязок к видеоряду - в этом смысле она абсолютно универсальна.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости