Рецензия: «Маша и Медведь. Саундтрек», «Маша и Медведь. Песенки» **** (Слушать)

2017, Animaccord LTD 2008-2016

Успех мультиков про Машу и Медведя сложился из нескольких факторов: простая, но симпатичная анимация, вечные сюжетные вариации «вождя краснокожих», милый ребёнок с СДВГ и очень терпеливое животное в качестве заглавных героев, минимум текста, делающий ленту понятной далеко за пределами бывшего СССР. И музыка, естественно; по форме примитивно-электронная, будто сыгранная на синтезаторе той самой непоседливой Машей, но вместе с тем очень запоминающаяся и незаметно демонстрирующая большой профессиональный кругозор своих авторов. Вы вот включите на пробу диск «Маша и Медведь. Саундтрек»: главная тема, тема Маши, тема Медведи узнаются с первых нот и вызывают совершенно точные визуальные ассоциации с персонажами. Если нужно, композитор стилизует музыкальные темы «под классику»: так, в «Волчьей сонате» слышны отголоски Лунной сонаты, цирковая тема не избежала влияния «Советского цирка», «Тема Маши. Хард-рок» заметно отдаёт «диппаплом», и угадайте, какая мелодия обильно цитируется в композиции «Чардаш». Тут и постмодернистские штучки, и ненавязчивое просвещение детской аудитории, и комплименты музыкальным вкусам родителей.

Кто же за всё это в мультфильме отвечал? Во-первых, несравненная Алина Кукушкина, ставшая настоящей находкой для создателей франшизы: она уже несколько лет не просто озвучивает Машу, но давно уже стала её реально существующим «альтер эго». Алина говорит за Машу в мультфильме, записывает Машины сказки и страшилки и делает это так естественно, что продюсеры, должно быть, с ужасом ждут её повзросления: вторую такую же найти будет непросто. Во-вторых, в работе над проектом раскрылся - и, возможно, даже нашёл себя - композитор и певец Василий Богатырёв. В конце 90-х он пытался запустить сольную певческую карьеру, но запомнился разве что капризным звучанием сценического псевдонима - Васся Богатырёв. Потом он сосредоточился на композиторской и продюсерской деятельности, писал саундтреки и дождался звёздного часа благодаря проекту «Маша и Медведь». У композитора нет никаких причин не гордиться работой над этим мультфильмом, который явно войдёт в историю.

Кроме того, «Маша и Медведь» позволили Богатырёву проявить себя и в песенном жанре. В анимационном сериале время от времени звучат песенки, которые вроде бы привязаны к сюжету и выполняют прикладную функцию - вместе с тем отлично, как доказывают эти диски, воспринимаются и в отрыве от видеоряда. Послушайте «Три желания», «Когда все дома», «Как в кино» и другие треки - по факту выходит, что Василий Богатырёв и Алина Кукушкина за последнее время записали больше хитов, чем все «Домисольки» и «Барбарики» вместе взятые. В детской киномузыке вообще ситуация гораздо интереснее, чем на так называемой детской эстраде; были и другие мультпроекты с отличным саундтреком, правда, продюсеры не всегда вовремя успевают издать их отдельными релизами и расширить таким образом рамки благодарной аудитории. В случае с «Машей и Медведем» это тоже, пожалуй, сделано поздновато, но лучше поздно, чем никогда.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости