Рецензия: документальный фильм «На своей волне» **** (Видео, Слушать)

2017, «Россия 24»

Документальный фильм Алексея Михалёва «На своей волне», посвящённый 40-летию альбому Давида Тухманова «По волне моей памяти», был показан на канале «Россия 24» 1 января 2017 года.

Первая партия пластинок «По волне моей памяти» появилась в советских магазинах 9 сентября 1976 года. Диск разошёлся огромным тиражом, но при этом стал культовым - иногда одно другому не противоречит. Сюита Тухманова на стихи классиков прошлых лет, исполненная разнокалиберными вокалистами и сыгранная лучшими музыкантами 70-х, звучала исключительно «несоветски» - не нарушая при этом никаких требований худсоветов. На радио песни с «Волны» не звучали, дискотечным шлягером стала только «Из вагантов», она же «Песенка студента», она же «Во французской стороне...», но диск оказался очень важен для всех, кто хотел приникнуть к источнику отечественного арт-рока и прог-рока, так непохожему на официозную эстраду. При этом в истории отечественного рока альбом стоял и стоит особняком: для рок-подполья качество записи и поэзии было настолько запредельным, что на него было даже в мечтах страшно ориентироваться. Если он на кого-то и повлиял, то очень опосредованно: в музыке большинства русских рокеров это почти никак не проявлялось.

Документальный фильм Алексея Михалёва в первую очередь ориентирован на тех, для кого название «По волне моей памяти» не является пустым звуком. Например, на меня, в тинейджерстве нашедшего пластинку в родительской фонотеке и прослушавшего её раз 500 с короткими перерывами на новинки «Аквариума» и «Чёрного кофе». Впрочем, за 26 минут хронометража лента делает всё, чтобы обратить в число апологетов «Волны...» и тех, чьи знания о шедевре пока ограничиваются «Песенкой студента». К слову, в фильме о главном хите альбома рассказывает первый и лучший исполнитель «Вагантов» Игорь Иванов - ни одна из последующих кавер-версий не идёт с оригиналом ни в какое сравнение. Фильм короткий, но очень насыщенный, ладно смонтированный и во многом эксклюзивный. Кроме доброжелательного Тухманова, вспоминающего о процессе работы над альбомом, про «Волну...» рассуждают Сергей Беликов, Игорь Иванов, Мехрдад Бади (оказавшийся гораздо менее экзотичным, чем его имя), художник обложки Александр Шварц, поведавший о своих и тухмановских источниках вдохновения, и эксперты - Андрей Бухарин и Андрей Захарищев фон Брауш. Упоминается известный казус с почти однофамильцами Людмилой Барыкиной и Александром Бырыкиным, который поменял фамилию уже после выхода диска, не замалчивается важнейшая роль первой жены Тухманова Татьяны Сашко, подбиравшей литературный материал и по сути выполнявшей роль продюсера. Кроме того, спустя 40 лет называются имена исполнителей второй и восьмой песен, которые не указаны на обложке, поскольку эмигрировали после записи, но до релиза: это Наталья Капустина и Александр Лерман.

Кроме того, в фильме очень толково и бережно используются архивные кадры, фрагменты культовой пластинки звучат постоянно, но понемножку: после ленты будет очень трудно удержаться от очередного переслушивания альбома. Если вы давно не стряхивали пыль с винила, не беда, можно послушать цифровую версию прямо здесь.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости