Рецензия: «Анимация» - «Кругом враги» *** (Слушать)

2016, Navigator

«Анимация» существует с 2000 года, но к известности пробилась только в 2013-м. На радио и в саундтреках зазвучала их грубовато-сермяжная «Родина» («я люблю свою родину вроде бы, я полжизни рабом на заводе был и штаны носил прямо на скелет, а теперь меня это не торкает»), и даже поклонники рок-мейнстрима не могли не сказать: есть в этих людях из Чистополя «нечто подлинное», свежий и одновременно мутный поток настоящей провинциальной правды. Ранние альбомы «Анимации» широкая публика так и не расслышала, но к пластинкам «Продано не всё» (2013) и «Распутье» (2015) приникала с большим интересом. Искренность и даже какая-то неотёсанность представленных там песен казались диковинными среди устоявшихся форматов... Разумеется, это не осталось незамеченным и самими музыкантами «Анимации» с их жизненным опытом. Константин Кулясов и компания по крайней мере поняли, чего от них ждут.

Кроме того, у группы изменились технические возможности. На новом альбоме «Кругом враги» уже нет трогательного «провинциального лоу-фая» - есть в лучшем случае попытки как-то его стилизовать, плохо совместимые с записью на высококачественной аппаратуре. Кроме того, хороший мощный и чистый саунд тяжело совместим с текстами, выполненными в ожидаемо заскорузлой, «народной» стилистике. Тут Кулясову немного не хватило хитрости - мог бы сымитировать и то, и другое. Впрочем, слушатель, привыкший к «дикорастущей» «Анимации», наверняка заметил бы подмену. Это всё довольно тонкие материи, но основной вывод звучит так: победа профессионализма над искренностью группе на пользу не пошла. Мне в альбоме «Кругом враги» не хватило сермяги и какой-то лютости: вместо явления, от которого местами отвисает челюсть, «Анимация» превратилась в обычную группу «из обоймы», выпустившую обычную пластинку с парой-тройкой удачных песен. Как у всех. Вроде бы всё закономерно, но как-то жаль.

Лирический герой довольно предсказуемо перечисляет «Русские города» и обещает порвать «Баян». Чуть сильнее трогают «Трамваи», в которых слышна некая нотка отчаянности с фольклорным оттенком. «Однажды» звучит, как качественный рок-боевик - но более выверенный, чем хотелось бы. Трек «Возвращаться» так и не решил, стать ему проникновенной лирической песней или философским бард-роком, - в итоге толком не получилось ни того, ни другого. «Связь» выглядит технически успешным кулясовским экспериментом со слогом (в прямом смысле) - в куплетах все строки кончаются на односложные слова. При этом «Уходи» рубленые фразы куда более убедительны, так как в голос подпущены трагические интонации. В «Логине» для усиления эффекта Кулясов применяет жёсткое слово - но трогает это произведение гораздо меньше. Всё-таки работа с эмоциями слушателя требует более тонких настроек, а они пока вытеснены упражнениями с открывшимися техническими возможностями.

А эмоции эти таковы, что у песни «Врут враги», которая выглядит как сестра чижовской псевдоказачьей «Вот пуля просвистела...», гораздо больше шансов стать любимой в народе, чем, скажем, у «Однажды». Да и финальная «Самолётами» при всей внешней непритязательности может разойтись на самодеятельные кавер-версии, которые будет приятно исполнять с грустной улыбкой под гитару.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости