Рецензия: опера “Орфей” в Театре им. Покровского ****

Премьера оперы “Орфей” состоялась 17 декабря 2016 года в Камерном музыкальном театре им. Б.А.Покровского.

“Орфей” (1762 г.) - одна из лучших опер австрийца Кристофа Виллибальда Глюка. Композитор создал ее в двух редакциях, а в 1859 году Гектор Берлиоз придумал их объединить. Театр им. Покровского взял за основу именно этот синтезированный вариант: язык - французский, партию Орфея исполняет меццо-сопрано.

Над оперой работали: дирижер-постановщик Геннадий Рождественский, режиссер-постановщик и хореограф Михаил Кисляров, художники Виктор и Мария Вольская. Не обошлось и без компьютерной графики Яна Калнберзина. Она очень уместна: то заменяет декорации, то добавляет динамики.

История Орфея и Эвридики по-прежнему современна. Вечные темы: любовь, смерть, сила искусства. В версии Михаила Кислярова две юные подруги, наши современницы, фантазируют на тему античной легенды. Одна из них, более романтичная, становится Эвридикой (Ольга Бурмистрова в летящих одеждах на манер древнегреческих); другая, ее подруга-художница (Екатерина Ферзба в шортах и с рюкзачком за спиной) берет на себя роль Амура. А вот и Орфей - легендарный персонаж в древнегреческих одеждах (Мария Патрушева), величавый и отстраненный. В его руки свыше спускается лира, он благородно скорбит о безвременно ушедшей Эвридике. Впрочем, после в руках Амура лира успешно перевоплощается в лук (и немного заинтригуем - это не единственная эффектная метаморфоза в постановке!). Выбор солисток удачен: красивые голоса, различные по тембру.

Присутствует невидимый хор. Надо отметить, что состоит он из солистов, не занятых в ролях - такой принцип уже давно сохраняется в театре. Очень жаль, что на премьере их нельзя было увидеть на поклонах. Надеемся, это разово.

Как писали современники Глюка, в опере “все выражено языком возвышенного страдания без чрезмерной напыщенности”. Второе действие открывает знаменитое флейтовое соло (Леонтий Савкин). Не менее известна ария Орфея. Дуэты и трио завораживают. Оркестр под руководством Дмитрия Крюкова сохраняет благородство стиля даже в виртуозных моментах.

Впрочем, есть и недостатки. В основном чисто технические, которые отшлифуются со временем. Из действительно серьезного - финал, который можно было бы обозначить куда более четко.

Как уже говорилось, произведение не надрывное, не пафосное. Очень уместны здесь и небольшой зал, и маленькая сцена. “Орфей” - добрая сказка, где много печали, но все хорошо кончается. Однозначно стоит зайти в уютный театр на Никольской улице, недалеко от Кремля, чтобы увидеть и услышать это рождественское чудо.

Елена Лянгер для InterMedia
Фото: Игорь Захаркин

Последние новости