Рецензия: сборник «Золотой граммофон-2016» *** (Слушать)

2016, Первое музыкальное издательство

А вот извольте ознакомиться с лучшими российскими поп-песнями 2016 года. Впрочем, сначала лирическое отступление.

В 90-е годы, когда в России появились музыкальные телеканалы, один мой прекраснодушный знакомый меломан страшно удивлялся, почему в хит-парады лучших песен, к примеру, «Муз-ТВ» никогда не попадают «Металлика» или там Чиж, а всё время лидирует какая-нибудь Наташа Королёва и группа «Стрелки». Кто вообще может это слушать, удивлялся знакомый, и лелеял надежду, что когда-нибудь поток писем любителей «настоящей музыки» переломит странную тенденцию. Кажется, он даже сам писал какие-то письма, а потом однажды дозвонился на телеканал в службу заявок, где ему вежливо ответили что-то вроде: «Металлику», к сожалению, заказать нельзя, зато можно Алёну Апину». На этом его попытки смотреть музыку по телевизору закончились навсегда, а вскоре с развитием интернета в этом пропала всякая необходимость.

Это была история о том, что нужно с осторожностью относиться к обобщённым ярлыкам «лучшие песни», «лидеры продаж» и т.п. При внимательном рассмотрении всегда оказывается, что это «лучшие песни из звучащих на этой радиостанции», «лучшие диски из продающихся в этом магазине» и «хиты года из каталога данного конкретного лейбла». С этой точки зрения подводящий итоги года сборник «Золотой граммофон» выглядит максимально полной выборкой - но всё равно не всех самых раскрученных русских песен 2016-го, а только тех, что звучали на «Русском радио». По этой пластинке можно судить об актуальном отечественном поп-мейнстриме, не более того. Впрочем, и не менее.

Не столь уж и давняя смена руководства «Русского радио» сопровождалась паническими слухами и бунтарскими заявлениями. Многие поп-звёзды грозились забрать свои песни из эфира радиостанции, а словосочетание «патриотический холдинг» наводило на мысли, что на это свято место придут политически правильные современные аналоги композиций «Любовь, комсомол и весна» и «И вновь продолжается бой...» Сборник позволяет убедиться в том, что алармистские прогнозы не сбылись. Отстутствие в трек-листе Валерии и Григория Лепса останется незамеченным теми, кто не станет искать их имена специально, а появившиеся произведения в исполнении родственников Владимира Киселёва... в принципе, тоже можно и не заметить: песня его жены Елены Север на общем фоне не теряется, а вот сыну, рэперу Владимиру, стоило бы ещё поработать над репертуаром.

В остальном картина полная и, в принципе, предсказуемая. Составители сначала немного сбивают слушателя с толку, поставив на первые позиции в сборники хиты с уклоном в современные жанры урбан, рэп и R'n'B - «Бурито», Бьянку с Мотом, Басту, Ёлку, Егора Крида... Но вся эта дерзновенная модность упирается в монолитных «Любэ», поющих с офицерами группы «Альфа», и прочих «вечных» исполнителей - Меладзе, Баскова, Киркорова и т.д. Далее по трек-листу более молодёжная музыка чередуется с более традиционной, каждый слушатель найдёт здесь, что похвалить, а что обругать, ну а в целом «знаешь, всё в порядке, без бед», спокойно и стабильно. Жаль, нет хитов «Ленинграда», но для этого сборника они не подходят по формату. Несколько издевательской заменой выглядит песня «Ленинград» в исполнении Зары.

Алексей Мажаев, InterMedia

Последние новости