Рецензия: «Прибытие» и близкие контакты третьей степени *****

Пресс-показ научно-фантастической драмы «Прибытие» (The Arrival, США, 2016, режиссер Дени Вильнев, в ролях - Эми Адамс, Джереми Реннер, Форест Уитакер, Майкл Стулбарг, Марк О’Брайен) состоялся 1 ноября 2016 года в кинотеатре «Формула кино на Лубянке». В широкий прокат картина выйдет 11 ноября.

Доктор лингвистических наук Луиза Бэнкс (Эми Адамс) только начала лекцию о португальском языке, как студенты попросили ее включить телевизор. Срочные новости: в 12 частях планеты приземлилась дюжина НЛО. Намерения пришельцев-гептаподов (устрашающего вида пришельцы передвигаются на семи конечностях) не ясны; откуда они прибыли, представляют ли угрозу – все эти вопросы будоражат и пугают.

На Земле воцаряются хаос и паника, политики пытаются договориться с пришельцами и друг с другом, а лучшие умы человечества, среди которых уже упомянутая Луиза и физик Иэн Доннелли (Джереми Реннер) - понять, как общаться с гостями и предотвратить возможную глобальную катастрофу.

Учитывая, что звуки, произносимые гептаподами, человеческий слух разобрать не может, а их письмена напоминают обложку самого знаменитого альбома Sigur Ros (да-да, те самые «скобочки»), задача представляет собой настоящий лингвистический кошмар.

В свою очередь, политики занимаются тем, что у них получается лучше всего – паранойей, и в этом, само собой, преуспевают Китай и Россия. СМИ же, как водится, льют масло в огонь. Грядет Армагеддон, причем сотворенный руками самого же человечества, и где тот Брюс Уиллис, что сможет всех спасти?

«Прибытие», пожалуй, самый убедительный из всей тьмы-тьмущей фильмов на эту тему. Таковым его делают: психологическая глубина и проработанность персонажей, четкая, почти математическая логика их поступков, физически осязаемое напряжение в ключевых сценах (сцена первого контакта – высший класс!), потрясающие своим минимализмом и вместе с тем размахом спецэффекты и, наконец, саундтрек Йохана Йоханнссона, достойный занять место на полке рядом с лучшими работами Майкла Наймана и Макса Рихтера.

Картина Дени Вильнева отличается от привычных многомиллионных блокбастеров, где рушатся небоскребы, взрывают статую Свободы, а люди гибнут тысячами. Это глубокомысленная взрослая драма, заставляющая задуматься не столько над проблемами коммуникации с потенциальными пришельцами, а о том, что сейчас весьма актуально - как преодолеть собственные разногласия. «Прибытие» прекрасно вписывается в недавнюю тенденцию жанра вплетать глубоко личную историю в события межпланетного масштаба («Марсианин», «Интерстеллар»), и на этом фоне выглядит чуть ли не лучше их всех, хотя предпочитающего линейное развитие событий зрителя могут смутить постоянные флэшбэки, которые на поверку окажутся, простите, флэшфорвардами.

Тем же, кто сильно беспокоится за судьбу ремейка «Бегущего по лезвию», который также поручен Дени Вильневу, стоит расслабиться. Судя по стильному, эффектному, взвешенному, продуманному, балансирующему на грани артхауса и мейнстрима «Прибытию», проект в надежных руках.

Артем Мельников, InterMedia

Последние новости