Рецензия: «Доктор Стрэндж» снаружи всех измерений ****

Пресс-показ супергероического блокбастера «Доктор Стрэндж» состоялся 24 октября 2016 года в кинотеатре «Формула Кино на Кутузовском». Режиссер: Скотт Дерриксон («Шесть демонов Эмили Роуз», «Синистер»). В ролях: Бенедикт Камбербэтч, Тильда Суинтон, Мадс Миккельсен, Чиветель Эджиофор, Рэйчел МакАдамс. В России фильм выходит в широкий прокат 31 октября 2016 года, ему присвоен возрастной рейтинг «16+».

Доктор Стивен Стрэндж – талантливый нейрохирург, любимые занятия которого - купаться в лучах славы и чмырить коллег. Однажды его блестящую карьеру разрушает страшная автомобильная авария - множественные переломы рук не позволяют больше проводить операции. Стрэндж ищет исцеления и, перепробовав все, отправляется в Непал. Там Древний учитель открывает ему новую сторону нашего мира – магическую. Оказывается, что реальность состоит из множества миров, и не все их жители настроены дружелюбно по отношению к человечеству.

Сколько бы Marvel и Disney ни заявляли, что больше не хотят делать ориджины, но рассказывать истории становления персонажей с нуля – это то, что они умеют лучше всего. Отточенная формула супергеройского фильма работает безукоризненно уже многие годы. Конечно, нарастающая серьезная конкуренция с DC и Warner Bros. вносит некоторую лепту в происходящее на экране: все-таки нельзя вечно кормить зрителя одним и тем же продуктом, тот может устать и уйти к конкурентам. Благо, супергероев на экране теперь стало так много, что есть, к кому уходить. Но не будем забывать, что кинокомпания Warner Bros. дважды пыталась идеологически противостоять Disney, создавая фильмы не по шаблону, и оба раза терпела фиаско – как известно, и «Бэтмен против Супермена», и «Отряд самоубийц» ругали не только профессиональные критики, но и немалая часть фанатов. Так что Marvel идет на эксперименты, добавляя новшества дозированно, чтобы не отпугнуть уже лояльных зрителей, но при этом все-таки козырнуть перед противниками, мол «смотрите, вы на такое не способны». Этим объясняются и мрачное «Противостояние», и «Стражи Галактики», запомнившиеся не только Енотом и Грутом, но и самым большим числом убийств, показанных на экране, и – заранее можно сказать - третья часть «Тора», которой занимается Тайка Вайтити.

Нет особого смысла говорить о сценарии или актерской игре. Разве кто-то из зрителей может всерьез ожидать, что Камбербэтч, Суинтон и Миккельсен будут халтурить? Тут, пожалуй, можно только отметить, что Мадса Миккельсена в кадре преступно мало, но при этом выкладывается он по полной – его монолог про смерть со слезами страха должен хорошо впечатлять и запоминаться. Сюжет также достаточно прост и прямолинеен, а главный герой своим эгоизмом, высокомерием и заносчивостью многим может напомнить Тони Старка.

Что действительно можно расценить как Главную Фишку Фильма – так это потрясающие воображение виды астрального измерения, а также всяческие способы применения магии. Впрочем, само слово «магия» в картине упоминается редко – чувствуется необходимость в выходе на рынок Китая, где, как известно, запрещен прокат фильмов о сверхъестественных существах (по этой причине на один из самых прибыльных рынков не попали, например «Охотники за привидениями»). Всего лишь в прошлом году мы писали, что «Человек-муравей» установил новую планку в вопросе компьютерной графики и спецэффектов, и вот эта высота уже взята – новым фильмом той же студии. Масштабные психоделические виды других измерений не только красочно сделаны, но и отлично вписаны в происходящие на экране события. И дело тут не только в сцене с раздвиганием города, показанной в трейлере – она покажется зрителю лишь цветочками по сравнению с дальнейшим калейдоскопом фракталов. Если после просмотра трейлера чувствовалось, что создатели фильма вдохновлялись «Матрицей» Вачовски и «Началом» Нолана, то после самого фильма на ум, скорее, придет «Космическая одиссея» Стэнли Кубрика и ранние комиксы 1950-х годов.

Впрочем, когда в фильме появляются заявления про «мультивселенную», невольно задумываешься. То ли Marvel и Disney настолько смелы, что действительно готовы показать параллельные измерения, то ли где-то в руководстве перебрали с галлюциногенами и сошли с ума. Что ни говори, а фильмов о супергероях в последнее время стало слишком много, поэтому смелые и удачные эксперименты в них – это хорошо. А вот объединение разных параллельных миров и вакханалия персонажей может в перспективе стать для студии началом конца.

Ну и главное, зачем многие это читают: сцены после титров две, и как минимум одна из них точно интригует!

Павел Соломатин, InterMedia

Последние новости