Оливер Стоун: «Мне хорошо известно, что социализм как система в чистом виде тоже не работает»

ОБ ОТНОШЕНИИ ЛЮДЕЙ К СНОУДЕНУ

— Большинство вообще не утруждает себя мыслями на эту тему. Многие просто не слышали о Сноудене, а из тех, кто слышал, полагаю, процентов шестьдесят-семьдесят верят официальной версии. Это непростая история, тот месседж, который Сноуден стремится донести, резко ломает стереотип сознания обывателя, который по-прежнему думает, что живет в обществе, регулируемом демократическим механизмом, а на самом деле он уже вступил в эпоху тотальной слежки и кибервойн. Может быть, европейцы — французы или немцы — более чувствительны к посягательствам на демократию. Что касается американцев, для осознания опасности требуется гораздо больше времени. Американский характер, он такой: если людям говорят, что кто-то действует против интересов государства и общества (например, табачные компании), значит, его надо наказать.

ПОЧЕМУ РЕШИЛ СНЯТЬ ФИЛЬМ О НЕМ?

— Именно по этой причине, чтобы о нем больше узнали. Фильм "Citizenfour" коммерчески не был так успешен, как "Фаренгейт 9.11" Майкла Мура, его видели не так много людей. Моего "Сноудена" благодаря широкому прокату, в том числе видео, увидят миллионы и узнают другую сторону этой истории, не совпадающую с официальной. Сноуден совершил свой поступок не за деньги, он не был русским шпионом, не хотел принести вред своей стране.

О СВОЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ

— Вообще-то я капиталист. И мой отец был капиталистом. Я верю в эффективность свободного рынка. Но знаю и то, что государство должно его регулировать. Мне хорошо известно, что социализм как система в чистом виде тоже не работает.

О РЕАЛЬНЫХ ПЕРСОНАЖАХ СВОИХ ФИЛЬМОВ

— Особенной разницы нет. Конечно, когда снимаешь криминальную картину или кино о футболе, можешь позволить себе больше фантазии, или сатиры, или показа насилия, чем в фильмах о реальных политических фигурах, даже если они игровые, а не документальные. В этом случае самым важным оказывается понять своего героя изнутри, не ограничиваясь готовым мнением, хороший он или плохой. Понять мотивы и пружины его поступков, часто скрытые от посторонних глаз. Так было, когда я снимал фильм о Буше. Это же относится к "Сноудену". Например, здесь было необходимо проследить влияние его девушки, ту связь, которая стала главной любовью его жизни и во многом предопределила его идеологическую эволюцию.

(Андрей Плахов, «Коммерсантъ», 29.09.16)

Последние новости